Знаем ли мы, что такое космос? Выгоднее всего осваивать ближний космос, а не дальние дали Измерения из космоса

Слова "дальний космос" вызывают образы исследования и разведки дальних уголков галактики. Эта романтическая идея немного верна; дальний космос относится к космосу за пределами нашей . Дальний космос может иногда относиться к межзвездному пространству, которое является любым пространством снаружи звезды и ее планетной системы. - это пространство в планетной системе до , где межпланетное пространство сменяется межзвездным пространством. Гелиопауза - это часть гелиосферы, которая является своего рода щитом, защищающим Солнечную Систему от излучений (). Дальний космос - это сочетание межзвездного пространства и межпланетного пространства от всех других солнечных систем, за исключением нашей.

Межзвездное пространство, и дальний космос для той материи, - это не пустой вакуум, в который картины заставляют нас поверить. Оно заполнено межзвездной средой (МЗС). Межзвездная среда - это газ и пыль, которые занимают межзвездное пространство. Это очень разреженная смесь космических излучений, магнитных полей, ионов, пылинок и других молекул. Плотность материи изменяется в зависимости от того, где она находится. Она плотнее ближе к планетной системе со средней плотностью миллион частиц на каждый кубический метр. Газ в межзвездной среде состоит приблизительно из 89% водорода, 9% гелия и 2% других более тяжелых веществ, в том числе крошечных количеств металлов.

Астрономы пытались определить природу межзвездного пространства в течение веков - по крайней мере с 1600-х годов - но их усилиям препятствовали ограниченные инструменты и технологии, которые им были доступны. Межзвездная среда важна для астрофизиков, потому что она помогает им определить, как быстро солнечная система расходует свои газы, и из этого, насколько долгая продолжительность ее звездообразования.

В дополнение к межзвездному пространству, дальний космос включает межгалактическое пространство. Межгалактическое пространство относится к пространству (космосу) между галактиками. Межгалактическое пространство почти совершенно пустое и очень близко к абсолютному вакууму (абсолютной пустоте). Плотность вещества в межгалактическом пространстве - межгалактической среде - отличается в различных местах. Есть более высокая плотность межгалактической среды ближе к звездным системам, потому что большая часть среды приходит от солнечных ветров и других обломков (космического мусора) из планетной системы. Астрономы полагают, что газ в межгалактической среде - это ионизированный газ, в результате его относительно высоких температур. Дальний космос имеет определенную привлекательность, намекая на неизвестное и загадочное, одну из причин, почему он всегда привлекал людей.

Границы

Чёткой границы не существует, потому что атмосфера разрежается постепенно по мере удаления от земной поверхности, и до сих пор нет единого мнения, что считать фактором начала космоса. Если бы температура была постоянной, то давление бы изменялось по экспоненциальному закону от 100 кПа на уровне моря до нуля. Международная авиационная федерация в качестве рабочей границы между атмосферой и космосом установила высоту в 100 км (линия Кармана), потому что на этой высоте для создания подъёмной аэродинамической силы необходимо, чтобы летательный аппарат двигался с первой космической скоростью , из-за чего теряется смысл авиаполёта .

Солнечная система

В НАСА описывают случай, когда человек случайно оказался в пространстве, близком к вакууму (давление ниже 1 Па) из-за утечки воздуха из скафандра. Человек оставался в сознании приблизительно 14 секунд - примерно такое время требуется для того, чтобы обеднённая кислородом кровь попала из лёгких в мозг. Внутри скафандра не возник полный вакуум, и рекомпрессия испытательной камеры началась приблизительно через 15 секунд. Сознание вернулось к человеку, когда давление поднялось до эквивалентного высоте примерно 4,6 км. Позже попавший в вакуум человек рассказывал, что он чувствовал и слышал, как из него выходит воздух, и его последнее осознанное воспоминание состояло в том, что он чувствовал, как вода на его языке закипает.

Журнал «Aviation Week and Space Technology» 13 февраля 1995 г. опубликовал письмо, в котором рассказывалось об инциденте, произошедшем 16 августа 1960 года во время подъёма стратостата с открытой гондолой на высоту 19,5 миль для совершения рекордного прыжка с парашютом (Проект «Эксельсиор»). Правая рука пилота оказалась разгерметизирована, однако он решил продолжить подъём. Рука, как и можно было ожидать, испытывала крайне болезненные ощущения, и ею нельзя было пользоваться. Однако при возвращении пилота в более плотные слои атмосферы состояние руки вернулось в норму.

Границы на пути к космосу

  • Уровень моря - 101,3 кПа (1 атм .; 760 мм рт. ст;) атмосферного давления .
  • 4,7 км - МФА требует дополнительного снабжения кислородом для пилотов и пассажиров.
  • 5,0 км - 50% от атмосферного давления на уровне моря.
  • 5,3 км - половина всей массы атмосферы лежит ниже этой высоты.
  • 6 км - граница постоянного обитания человека.
  • 7 км - граница приспособляемости к длительному пребыванию.
  • 8,2 км - граница смерти.
  • 8,848 км - высочайшая точка Земли гора Эверест - предел доступности пешком.
  • 9 км - предел приспособляемости к кратковременному дыханию атмосферным воздухом.
  • 12 км - дыхание воздухом эквивалентно пребыванию в космосе (одинаковое время потери сознания ~10-20 с); предел кратковременного дыхания чистым кислородом; потолок дозвуковых пассажирских лайнеров.
  • 15 км - дыхание чистым кислородом эквивалентно пребыванию в космосе.
  • 16 км - при нахождении в высотном костюме в кабине нужно дополнительное давление. Над головой осталось 10 % атмосферы.
  • 10-18 км - граница между тропосферой и стратосферой на разных широтах (тропопауза).
  • 19 км - яркость тёмно-фиолетового неба в зените 5% от яркости чистого синего неба на уровне моря (74,3-75 против 1500 свечей на м² ), днём могут быть видны самые яркие звёзды и планеты.
  • 19,3 км - начало космоса для организма человека - закипание воды при температуре человеческого тела. Внутренние телесные жидкости на этой высоте ещё не кипят, поскольку тело генерирует достаточно внутреннего давления, чтобы предотвратить этот эффект, но могут начать кипеть слюна и слёзы с образованием пены, набухать глаза.
  • 20 км - верхняя граница биосферы : предел подъёма в атмосферу спор и бактерий воздушными потоками.
  • 20 км - интенсивность первичной космической радиации начинает преобладать над вторичной (рождённой в атмосфере).
  • 20 км - потолок тепловых аэростатов (монгольфьеров) (19 811 м) .
  • 25 км - днём можно ориентироваться по ярким звёздам.
  • 25-26 км - максимальная высота установившегося полёта существующих реактивных самолётов (практический потолок).
  • 15-30 км - озоновый слой на разных широтах.
  • 34,668 км - рекорд высоты для воздушного шара (стратостата), управляемого двумя стратонавтами.
  • 35 км - начало космоса для воды или тройная точка воды : на этой высоте вода кипит при 0 °C, а выше не может находиться в жидком виде.
  • 37,65 км - рекорд высоты существующих турбореактивных самолётов (динамический потолок).
  • 38,48 км (52 000 шагов) - верхняя граница атмосферы в 11 веке : первое научное определение высоты атмосферы по продолжительности сумерек (араб. учёный Альгазен , 965-1039 гг.) .
  • 39 км - рекорд высоты стратостата, управляемого человеком (Red Bull Stratos).
  • 45 км - теоретический предел для прямоточного воздушно-реактивного самолёта.
  • 48 км - атмосфера не ослабляет ультрафиолетовые лучи Солнца.
  • 50 км - граница между стратосферой и мезосферой (стратопауза).
  • 51,82 км - рекорд высоты для газового беспилотного аэростата .
  • 55 км - атмосфера не воздействует на космическую радиацию.
  • 70 км - верхняя граница атмосферы в 1714 г. по расчёту Эдмунда Холли (Галлея) на основе данных альпинистов, законе Бойля и наблюдений за метеорами .
  • 80 км - граница между мезосферой и термосферой (мезопауза).
  • 80,45 км (50 миль) - официальная высота границы космоса в США .
  • 100 км - официальная международная граница между атмосферой и космосом - линия Кармана , определяющая границу между аэронавтикой и космонавтикой . Аэродинамические поверхности (крылья) начиная с этой высоты не имеют смысла, так как скорость полёта для создания подъёмной силы становится выше первой космической скорости и атмосферный летательный аппарат становится космическим спутником .
  • 100 км - зарегистрированная граница атмосферы в 1902 г. : открытие отражающего радиоволны ионизированного слоя Кеннелли - Хевисайда 90-120 км.
  • 118 км - переход от атмосферного ветра к потокам заряжённых частиц.
  • 122 км (400 000 футов) - первые заметные проявления атмосферы во время возвращения на Землю с орбиты: набегающий воздух начинает разворачивать Спейс Шаттл носом по ходу движения.
  • 120-130 км - спутник на круговой орбите с такой высотой сможет сделать не более одного оборота.
  • 200 км - наиболее низкая возможная орбита с краткосрочной стабильностью (до нескольких дней).
  • 320 км - зарегистрированная граница атмосферы в 1927 г. : открытие отражающего радиоволны слоя Эплтона .
  • 350 км - наиболее низкая возможная орбита с долгосрочной стабильностью (до нескольких лет).
  • 690 км - граница между термосферой и экзосферой .
  • 1000-1100 км - максимальная высота полярных сияний , последнее видимое с поверхности Земли проявление атмосферы (но обычно хорошо заметные сияния происходят на высотах 90-400 км).
  • 2000 км - атмосфера не оказывает воздействия на спутники и они могут существовать на орбите многие тысячелетия.
  • 36 000 км - считавшийся в первой половине 20-го века теоретический предел существования атмосферы. Если бы вся атмосфера равномерно вращалась вместе с Землёй, то с этой высоты на экваторе центробежная сила вращения будет превосходить над притяжением и частички воздуха, вышедшие за эту границу, будут разлетаться в разные стороны.
  • 930 000 км - радиус гравитационной сферы Земли и максимальная высота существования её спутников. Выше 930 000 км притяжение Солнца начинает преобладать и оно будет перетягивать поднявшиеся выше тела.
  • 21 миллион км - на таком расстоянии практически исчезает гравитационное воздействие Земли .
  • Несколько десятков миллиардов км - пределы дальнобойности солнечного ветра .
  • 15-20 триллионов км - гравитационные границы Солнечной системы, максимальная дальность существования планет.

Условия для выхода на орбиту Земли

Для того, чтобы выйти на орбиту, тело должно достичь определённой скорости. Космические скорости для Земли:

  • Первая космическая скорость - 7.910 км/с
  • Вторая космическая скорость - 11.168 км/с
  • Третья космическая скорость - 16.67 км/с
  • Четвёртая космическая скорость - около 550 км/с

Если же какая-либо из скоростей будет меньше указаной, то тело не сможет выйти на орбиту. Первым, кто понял, что для достижения таких скоростей при использовании любого химического топлива нужна многоступенчатая ракета на жидком топливе, был Константин Эдуардович Циолковский .

См. также

Ссылки

  • Галерея фотографий, полученных при помощи телескопа Хаббл (англ.)

Примечания

Сегодня отмечают один из самых триумфальных праздников – Международный день полета человека в космос. Именно под таким названием он был утверждён в 2011 году резолюцией ООН по инициативе России. Изменения в названии отражают и перемену отношения к космосу. Если раньше битва за космос велась исключительно в рамках военной стратегии времён холодной войны, то сейчас его освоение всё больше связано с наукой, туризмом и частными компаниями.

Макет КК “Восток-1”.

Изначальное название праздника было «День авиации и космонавтики». Для такого обобщённого названия есть как минимум две причины. Во-первых, первыми космонавтами становились военные лётчики. Во-вторых, 12 апреля 1911 года был выполнен первый беспосадочный полет из Лондона в Париж. Пьер Прие (Pierre Prier) вылетел с английского аэродрома Хендон на моноплане Type Р-1 с двигателем мощностью 50 л.с. и через 4 часа без четырёх минут приземлился на французском аэродроме Исси-ле-Мулино.

Тогда это казалось колоссальным прорывом. Вся Европа долго обсуждала мужество Прие, а прогресс авиации давал свежие идеи писателям-фантастам. Однако реальность превзошла самые смелые ожидания. Спустя ровно 50 лет с космодрома «Байконур» стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Восток 8К72К». Она вывела на орбиту модуль «Восток 3KA», в котором Юрий Алексеевич Гагарин совершил облёт Земли за 1 час 48 минут. Высота перигея орбиты составила 181 км, апогея – 327 км. Так впервые человек оказался в космосе безо всяких оговорок, облетел родную планету и успешно вернулся назад.


Месяц спустя Америка представила своих астронавтов, но пилоты США смотрелись бледной тенью. Они начали выполнять серию суборбитальных полётов с максимальной высотой орбиты до 190 км и продолжительностью до 16 минут. Назвать их астронавтами можно было лишь с учётом преодоления условных границ атмосферы (80 км по стандартам ВВС США и 100 км по данным ФАИ).

Космос кажется бескрайним пока дело не доходит до практических задач. Наименьшая высота околоземной орбиты с краткосрочной (до 5 суток) стабильностью оценивается в 200 км. Околоземные орбиты с долгосрочной (годы) стабильностью начинаются с высоты 350 км. Орбитальный комплекс «Мир» летал на высоте 354 – 374 км, а среднюю высоту орбиты МКС подняли до 400 км. Уже на отметке в 500 км начинает расти концентрация протонов по мере приближения к внутреннему радиационному поясу Земли. Здесь заканчиваются безопасные орбиты для длительных пилотируемых миссий.


Получается, что даже возле собственной планеты долговременное пребывание космонавтов ограничивается диапазоном высот в 350 – 500 км. Ниже – нестабильные орбиты с большими затратами на корректировку (подъём высоты), а выше – протонный пояс. Проскочить его можно, а вот находится внутри хотя бы сутки – слишком опасно. К счастью, большинство программ освоения космоса не предполагают пилотируемые миссии. Автоматика прекрасно справлялась со всеми задачами ещё в шестидесятые годы.


В XX веке казалось, что в тогда ещё далёком XXI люди отправятся к далёким звёздам, по пути колонизируя Марс и многие спутники газовых гигантов. Мало кто мог помыслить, что следующие полвека прогресс будет идти в совершенно другом направлении. Дальний космос остался в мечтах уходящего поколения. На Марс отправились лишь автоматические зонды. На Луне не был построен ни один обитаемый модуль, и даже закрепиться на орбите родной планеты оказалось сложной задачей. России пришлось затопить собственный орбитальный комплекс «Мир» и ограничиться долевым участием в МКС.

Гонка вооружений служила мощнейшим импульсом развития космической техники, но она же привела отрасль к затяжному кризису. Многомиллиардные вложения оказались потрачены впустую. Америка надорвалась при реализации программ SDI и Space Shuttle. СССР в последние годы своего существования пытался дать симметричный ответ, запустив «Буран» и создав свой аналог СОИ.



«…представлялось целесообразным создание системы с орбитальной группировкой, состоявшей из боевых КА, одна часть из которых оснащена лазерным, а другая – ракетным оружием. При этом первый тип аппаратов должен был применяться по низкоорбитальным объектам, а второй – по объектам, расположенным на средневысотных и геостационарных орбитах…”,
– пишут о советской космической программе восьмидесятых Михаил Делягин и Вячеслав Шеянов в книге «Русский космос: Победы и поражения».

У современных космических программ совсем другие приоритеты. Разворачиваются сети спутниковой навигации (в том числе и для космических аппаратов). Строятся орбитальные обсерватории (более ста уже было выведено на околоземные орбиты и в точки Лагранжа системы Солнце-Земля), развивается космический туризм, прорабатывается вопрос защиты Земли от астероидной угрозы, пересматриваются программы освоения Луны и Марса.

Эти задачи можно эффективно решать только совместными усилиями и при возрождении всеобщего интереса к космическим программам. В советское время большинство мечтало стать космонавтами. Сейчас надо лишь осознать, что все мы давно в космосе. Летим на КК «Земля» в составе Солнечной системы к созвездию Лебедя со скоростью около 200 км/с. Вот только полёт этот неуправляемый. В отсутствие экипажа мы ведём себя как капризные туристы. Требуем больше комфорта, не хотим работать, портим по глупости корабль и мечтаем перейти на другой, почище и целее.

Современное развитие человечества невозможно представить без дальнейшего освоения космического пространства и развития космонавтики. Важнейшим элементом этого процесса являются носители, с помощью которых космонавты и другая полезная нагрузка доставляется на околоземную орбиту. О создании многоразовой системы «Энергия» - «Буран» и нынешних проблемах в этой области рассказывает Юрий Григорьев, профессор МФТИ, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российской и Европейской академий естественных наук.

Все, что, как нам кажется, находится над нами, мы обычно делим на три части.

1. Околоземное пространство - это газовое пространство, атмосферный слой над Землей, вращающийся вместе с Землей.



Ближайшая и наиболее доступная исследованию область космического пространства - околоземное пространство

Та часть атмосферного слоя, которая находится над конкретным государством, находится под юрисдикцией этого государства, и проникновение в него любых иностранных объектов (самолетов, планеров, аэростатов и т.д.) рассматривается как нарушение государственной границы со всеми вытекающими из этого последствиями.

Атмосферный слой давно и эффективно используется для перевозки людей и различных грузов, для чего создано множество типов самолетов и других летательных аппаратов.



Ближний космос это всеобщее достояние, это зона полетов различных космических аппаратов.

2. Ближний космос - это область вокруг Земли, находящаяся над околоземным пространством. Решением ООН граница между околоземным пространством и ближним космосом определена на высоте около 100 км над уровнем моря.

Атмосферы здесь практически уже нет, но физические характеристики ближнего космоса находятся под влиянием Земли, прежде всего её гравитационного поля. Это влияние уменьшается по мере удаления от Земли и окончательно исчезает только на расстоянии более 900 тыс. км от Земли.

Ближний космос это всеобщее достояние, он в равной мере принадлежит всем государствам и гражданам всего мира, это зона полетов различных космических аппаратов. Для того, чтобы космический аппарат стал искусственным спутником Земли, его нужно разогнать до первой космической скорости - 7,9 км/с, а что бы спустить с космической орбиты - затормозить до скорости, ниже указанной величины.



Человечеству наряду с недрами, сушей, океаном и атмосферой удалось засорить еще и ближний космос

Отработавшие и уже не нужные космические аппараты после торможения падают на Землю, сгорая в атмосфере, а не догоревшие остатки тонут в океане.

Космические аппараты, которые должны не только летать в космосе, но и возвращаться на Землю, например, с космонавтами или ценной аппаратурой, оснащаются специальной теплозащитой, органами управления, системой спасения, например, парашютами и т.д., что позволяет им спускаться на Землю в полной сохранности.



Дальний Космос — мир звезд и галактик

3. Дальний космос - это мир звезд и галактик, где влияние Земли уже не ощущается. Чтобы отправить космический аппарат в дальний космос, его нужно разогнать до второй космической скорости - 11,2 км/сек, после чего аппарат становится спутником Солнца. А чтобы покинуть Солнечную систему, аппарату нужно разогнаться до третьей космической скорости - 16,6 км/с.

Космические аппараты, предназначенные для работы в дальнем космосе, улетают туда безвозвратно. Их полет может продолжаться годами, и в течение всего это времени они передают на Землю информацию, полученную их аппаратурой во время полета.

Доставка космических аппаратов в ближний и дальний космос до настоящего времени осуществляется только баллистическими ракетами-носителями. Пока ничего другого не придумали - проекты создания космических лифтов еще не вышли из стадии фантастики.



Ракетно-космические комплексы России


Зададим себе простой вопрос: почему для вывода в космос, и прежде всего, в ближний космос, применяются одноразовые ракеты? Почему у нас нет ракет-носителей, которые после выполнения своей функции - вывода в космос космических аппаратов, спускались бы на землю и могли быть использованы еще и еще не один раз?

Ответ очень прост. Да потому, что наши ракеты-носители созданы на базе одноразовых боевых межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Одноразовость для боевых ракет это совершенно естественное свойство, а для ракет-носителей это ненормальное и дорогое удовольствие. Слетал один раз, и все, над чем трудились долгое время, все на помойку.



Ракеты носители ОКБ-1 - ЦСКБ - Прогресс, разработанные на базе Р-7

Ракета-носитель «Союз» и все её модификации (полезная нагрузка до 8 т), на которых летают в космос наши, а теперь и иностранные космонавты и доставляются грузы на орбитальную станцию, разработаны на базе первой в мире МБР Р-7, созданной в 1957 году (главный конструктор С.П. Королев).



На космодром Плесецк доставлена ракета-носитель «Союз-2.1б» для запуска космического аппарата «Глонасс-М»

Ракеты-носители типа «Союз» выпускается и в настоящее время. Они экологически безопасны, поскольку их двигатели работают на керосине (горючее) и жидком кислороде (окислитель).



Ракета-носитель «Протон» изготавливается в различных вариантах до настоящего времени

Ракета-носитель «Протон» (полезная нагрузка до 23 т), на которой выводятся в космос блоки орбитальных станций и тяжелые космические аппараты, вначале была разработана как МБР УР-500К, созданная в 1965 году (главный конструктор В.Н. Челомей), а когда необходимость в ней отпала, была переоборудована в столь популярную теперь ракету-носитель «Протон», которая изготавливается в различных вариантах до настоящего времени.

Двигатели этой ракеты работают на экологически вредных и опасных для человека компонентах топлива: горючее - несимметричный диметилгидразин (гептил), окислитель - азотный тетраксид (амил). Для боевой ракеты это нормально, а для постоянно используемой ракеты-носителя просто недопустимо. Но у нас пока нет другого решения.



РН «Рокот» - трехступенчатая ракета. Первая и вторая ступени - ракетный блок МБР УР-100Н. В качестве третьей ступени используется разгонный блок «Бриз»

Ракеты-носители «Рокот» и «Стрела» это переоборудованные снимаемые с боевого дежурства МБР УР-100Н УТТХ (генеральный конструктор В.Н. Челомей, с 1984 года Г.А. Ефремов). Производство этих ракет давно прекращено, так что после их израсходования, ракеты-носители «Рокот» и «Стрела» исчезнут.



Запуск ракеты-носителя «Днепр»

Такая же судьба ждет и ракету-носитель «Днепр» , это доработанная снимаемая с боевого дежурства МБР Р-36М УТТХ (генеральный конструктор В.Ф. Уткин). Компоненты топлива у всех этих ракет это те же гептил и амил.



Многоразовый космический самолет американцев - известный «Спейс Шаттл»

Первыми решили создать многоразовый космический самолет американцы. И создали известный «Спейс Шаттл», представляющий собой пилотируемый самолет, грузоподъемностью 20-30 т, оснащенный мощными жидкостными двигателями, для которых основной запас топлива размещается в подвесных баках, сбрасываемых после израсходования топлива. Кроме того, установлены еще два сбрасываемых твердотопливных ускорителя.


Уникальная ракетная система «Энергия» - «Буран»

Наши конструкторы не пошли по пути копирования американского «Шаттла». Было решено создать универсальную конструкцию, способную не только доставлять на орбиту 30 т и спускать с нее 20 т груза, как у американцев, а кроме того уметь доставлять на орбиту грузы до 100 т.

Была создана уникальная ракетная система «Энергия» - «Буран» (генеральный конструктор В.П. Глушко). Поскольку проектные организации ракетно-космического министерства, которое тогда называлось Министерством общего машиностроения, не имели опыта разработки самолетных систем, то в структуре Министерства авиационной промышленности было создано НПО «Молния» (главный конструктор Г.Е. Лозино-Лозинский), которое с 1976 года стало головным разработчиком космического корабля «Буран» и провело большой цикл теоретических и экспериментальных исследований для создания этого уникального космического самолета.


При создании космической системы «Энергия» - «Буран» было разработано 85 новых материалов, которые по своим свойствам существенно выше традиционных, спроектированы 20 уникальных систем автоматики и управления, зарегистрировано 400 изобретений, получено 20 патентов и 100 лицензий.

Первый полет ракеты-носителя «Энергия» осуществился 15 мая 1987 года. В качестве экспериментальной нагрузки на ракету был установлен 75 тонный космический аппарат - прототип орбитальной лазерной платформы.

Ракета сработала нормально, но космический аппарат не был выведен на расчетную орбиту из-за сбоя системы ориентации самого космического аппарата.



Во время второго полета ракеты-носителя «Энергия» на ней был установлен космический самолет «Буран» (без пилотов)

Второй полет ракеты-носителя «Энергия» был осуществлен 15 ноября 1988 года. На ракете был установлен космический самолет «Буран» (без пилотов). Это был блестящий полет. Выведенный на орбиту «Буран» два раза обогнул Землю, потом спустился с орбиты, развернулся над космодромом Байконур и в автоматическом режиме приземлился с высокой точностью. Отклонение от центра взлетной полосы не превышало одного метра.

Автору в тот торжественный момент довелось быть в Центре управления полетами (ЦУП) в городе Королеве. Всеобщее ликование было и в Центре управления, и на космодроме Байконур, откуда велась прямая телевизионная трансляция всего происходящего непосредственно в ЦУП, включая полет «Бурана» и встретивших и сопровождавших его истребителей.

К сожалению, всего этого не смог увидеть генеральный конструктор В.П.Глушко - он тяжело болел и находился в больнице. Его коллеги поехали в больницу и все доложили ему, но через два месяца Валентин Петрович скончался.

Третья ракета «Энергия» была готова к полету в начале 1989 года, однако этот полет с тяжелой нагрузкой был перенесен сначала на 1990 год, а потом на 1993-1995 годы.

Четвертая ракета с «Бураном» готовилась на Байконуре к пуску, при этом «Буран» должен был совершить в автоматическом режиме полет по более сложной программе, со стыковкой с орбитальной станцией «Мир». Пилотируемый полет намечался на 1992 год.


Ракета-носитель «Энергия-М» для выведения космических аппаратов массой до 35 т

Кроме того на базе ракеты-носителя «Энергия» разрабатывалась ракета-носитель «Энергия-М» для выведения космических аппаратов массой до 35 т на низкие, средние, высокие круговые и эллиптические орбиты и до 6,5 т на геостационарную орбиту, а также для выведения космических аппаратов на траектории полета к Луне и планетам Солнечной системы.

Эта ракета предназначалась для замены экологически опасной ракеты-носителя «Протон», что позволило бы исключить необходимость отчуждения больших участков земли в районах падения первой ступени ракеты с остатками высокотоксичных компонентов топлива и обеспечить безопасность при эксплуатации.



Ракета-носитель «Энергия II» («Ураган») проектировалась, как полностью многоразовая конструкция

Разрабатывалась также ракета-носитель «Энергия II» («Ураган»), которая проектировалась, как полностью многоразовая конструкция. На Землю для повторного использования возвращались все элементы системы, а центральный блок «Урагана» должен был входить в атмосферу, планировать и садиться на обычный аэродром в беспилотном режиме.

Нетрудно понять, что если с помощью «Протона», чтобы создать в космосе 100-тонную космическую станцию, необходимо израсходовать пять ракет, каждая из которых доставит на орбиту один 20 тонный блок (модуль), а эти модули еще нужно состыковывать в космосе, то при использовании ракеты «Энергия» можно было бы разработать оптимальную 100-тонную космическую станцию, провести все необходимые проверки на земле и вывести её на орбиту одной ракетой.



Первое сооружение 112-ой площадки - Монтажно-испытательный корпус - МИК. В нём в 2002 году обрушившаяся крыша раздавила единственный летавший в космос Буран

Однако в начале 1990 года работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году вся эта программа была закрыта полностью. На космодроме Байконур в различной стадии готовности находились несколько ракет-носителей «Энергия».

Две из них стали собственностью Казахстана, но были разрушены 12 мая 2002 года при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на площадке 112.

Три находились на различных стадиях изготовления в НПО «Энергия», но после закрытия работ этот задел был уничтожен, изготовленные корпуса ракет либо разрезаны, либо выброшены, а несколько «Буранов» еще долго показывали на всяких выставках и у нас, и за рубежом.

Американцы ликовали - теперь их превосходство в освоении космоса не могло быть подвергнуто никакому сомнению. Правда, развернуть у себя производство жидкостных двигателей от ракеты «Энергия» они, даже при наличии документации, так и не смогли и до сих пор покупают модификации этих двигателей у нас и на них летают в космос.



Уникальный автоматизированный, так называемый «безлюдный» стартовый комплекс ракеты-носителя «Зенит»

С использованием блоков и фрагментов ракеты «Буран» была создана ракета-носитель «Зенит» с полезной нагрузкой 12-14 т (генеральный конструктор В.Ф. Уткин). Она сразу создавалась как ракета-носитель.

Для нее впервые в мире был разработан уникальный автоматизированный, так называемый «безлюдный» стартовый комплекс (генеральный конструктор В.Н. Соловьев).

Когда наблюдаешь за предстартовой подготовкой наших ракет типа «Союз», то видишь различного рода фермы, площадки, на которых работают сотрудники стартовой команды.

Старт «Зенита» это уникальное зрелище. Вначале нет ничего, потом подъезжает железнодорожный состав с ракетой, которая устанавливается вертикально на пусковой стол, при этом все магистрали состыковываются автоматически.

Людей на стартовой площадке нет, управление и контроль за операциями осуществляются дистанционно с командного пункта. Также дистанционно подаются команды на заправку ракеты, проверку всех систем и, наконец, старт.

Конечно, воссоздать ракетно-космическую систему «Энергия» - «Буран» мы уже не способны, но и оставаться дальше только с «Союзом» и «Протоном» невозможно, особенно в свете создания космодрома Восточный. Пуски «Протона», отработавшие ступени которого с остатками топлива будут падать в море, вряд ли понравятся нашим азиатским соседям.

Не говоря уже об аварийных случаях, полностью исключить которые невозможно, особенно в свете нынешнего снижения квалификации наших специалистов.



Макеты ракет-носителей ""Ангара"

Давно уже разрабатывается семейство ракет-носителей «Ангара», летные испытания одной из этих ракет согласно указу тогдашнего Президента Ельцина должны были начаться в 1995 году, но до сих пор так и не начались.

Но с момента начала этих испытаний, которые все же, видимо, начнутся, до момента подтверждения натурными пусками высочайшего уровня надежности ракеты-носителя, позволяющего приступить к запуску космонавтов, пройдут многие годы.

Конечно, оптимальным решением было бы размещение на космодроме Восточный ракеты-носителя «Зенит» с её автоматизированным стартом, но эта ракета разрабатывалась и изготавливалась в Днепропетровске, т.е. теперь уже за границей, хотя сам стартовый комплекс создан в Москве.

Нам пора создавать новую многоразовую ракету-носитель, у которой многоразовой была бы для начала только первая ступень, которая после разделения представляет собой два опустевших, а потому не очень тяжелых топливных бака и двигатель.



"Байкал" - это ускоритель на ЖРД РД-191М (модификация однокамерного РД-171, сделанная для РН "Ангара") с тягой 196 тс


Варианты исполнения многоразового ускорителя "Байкал" на РКС "Ангара"

Необходимо превратить первую ступень в летательный аппарат, для чего нужно смонтировать на ней крылья, органы управления и установить систему управления по типу той, которая блестяще управляла в автоматическом режиме «Бураном».

Разумеется, проектантам ракетчикам одним с этим не справиться, а потому необходимо привлечь авиастроителей, которые и помогут превратить первую ступень ракеты-носителя пусть в не очень красивый, но способный спуститься с небес на землю летательный аппарат.

Разумеется, маршевый двигатель для такой первой ступени должен создаваться в расчете не на один пуск, как для боевой ракеты, а на многократное применение. Эта проблема была у нас решена десятки лет назад, когда главным конструктором Н.Д. Кузнецовым были созданы двигатели НК-33 и НК-43 для ракеты-носителя Н-1 («Лунная программа»).

После закрытия этой программы готовые двигатели долгие годы хранились в полной сохранности, а в новой России им быстро нашли применение: продали десятки таких двигателей американской фирме «Аэроджет» вместе с документацией и лицензией на их производство.

Создание ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью открыло бы перед Россией новые горизонты в космонавтике. Разработка многоразовой второй ступени это последующий этап развития, в котором уже использовался бы полученный опыт, и реализовывались бы новые идеи.

Наверное, многие из нас в детстве рассматривали звездное небо, особенно в теплые августовские ночи. Загадочное черное пространство всегда вызывало у людей интерес. Мы, как и наши предки, пытаемся понять, что же этот неизвестный мир таит в себе? На этот и многие другие вопросы, которые очень часто задают дети своим родителям, порой трудно дать ответ. А что такое космос для нас, взрослых? Что мы знаем о нем?

Порядок и гармония

Из толковых словарей можно узнать, что в переводе с греческого слово "космос" означает "стройность", "порядок". под этим словом подразумевали все Мироздание, рассматривая его как упорядоченную систему, которая отличалась, в противоположность беспорядку и хаосу, гармонией. Было время, когда в это понятие ученые включали всю природу Земли, все, что на ней происходит. Также сюда входили небесные светила, планеты, звезды, галактики. Известен титанический труд под названием "Космос". Автор Александр Гумбольдт заключил в свои пять томов всю известную на тот момент информацию о природе. То есть здесь было все о космосе.

Вселенная

Что такое космос в наше время? Понятие это наделено, пожалуй, истинным своим смыслом и означает "Вселенная". Ведь космос включает в себя звезды, кометы, самые разные космические светила, а также все И эти составляющие связаны между собой. Они существуют, подчиняясь известным только им законам, и эти законы человек всегда пытался разгадать. Попытки понять, что такое космос, наверное, не прекратятся никогда. Эта загадка будоражит умы людей.

Ближний и дальний космос

Условно все пространство Вселенной разделено на дальний и ближний космос (околоземное пространство). Территория, которая находится непосредственно вблизи нашей планеты, активно изучается с помощью спутников. Это специальные транспортные средства, позволяющие человеку принять активное участие в исследовании космоса. Большое количество спутников исследуют околоземное пространство самостоятельно.

Дальний космос для человека недоступен. Но, будем надеяться, что только временно. Эта территория когда-нибудь также будет занята человеком.

Млечный путь

Ученые считают, что космос состоит из большого числа галактик. Слово "галактика" происходит от греческого "galaktikos" и означает "молочный". Именно поэтому название нашей, в которой находятся Земля, Солнечная система и все видимые звезды - "Млечный Путь".

У каждой из галактик - свое специфическое строение, и они, в свою очередь, состоят из разных систем звезд. Наша Солнечная система - это главная звезда Солнце и планеты, вращающиеся вокруг нее. Здесь присутствует и разных а также космическая пыль. Магнитное поле позволяет всему этому держаться вместе и вращаться вокруг Солнца. У каждой планеты есть свой путь или орбита. Многие из них имеют свои природные спутники, вращающиеся вокруг них.

Думая о том, что такое космос, мы всегда приходим к выводу: он настолько загадочен и таинственен, что говорить о нем можно до бесконечности. Каждое из уникально и, в свою очередь, может стать темой для дискуссии. И человек будет исследовать все это безграничное пространство, пока сам существует и является его маленькой частицей.