Житие александра невского, народные и древнерусские произведения. Благоверный великий Kнязь Александр Невский Житие александра невского краткое содержание пересказ

Читается за 4 минуты

Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо - прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.

Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.

Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении - Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней - святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.

Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.

Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.

На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.

Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.

Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.

К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.

Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.

О Господе нашем Иисусе Христе, сыне Божьем, я, ничтожный, грешный и неразумный, начинаю описывать жизнь князя Александра Ярославича, внука Всеволода. Слышал я о нём от отцов своих и сам был свидетелем деяний его, а потому рад был поведать о его праведной и славной жизни, - но, как сказал Приточник 1: «В лукавую душу не входит премудрость», ибо «становится она на высоких местах, стоит посреди дорог, сидит у ворот мужей сильных». Хотя и прост я умом, но молитвой святой госпожи Богородицы и помощью святого князя Александра начну так.

Родился князь Александр по Божьей воле от отца - благочестивого, кроткого и милостивого великого князя Ярослава, от матери - благочестивой Феодосии, - как сказал Исайя-пророк: «Говорит Господь: „Я ставлю князей, я возвожу их на престол"». И воистину так: не княжил бы он без повеленья Божия. Рост его был выше других людей, голос его - как труба в народе, лицо его - как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю; некогда, во время осады города Атапаты 2 , вышедшие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружиной своей, и укорил её, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и князь Александр, - везде побеждая, был непобедим. И вот пришёл некто знатный от западной страны 3 , от тех, что зовут себя «слугами 4 желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южская приходила к Соломону, желая наслушаться премудрости его. Так и этот, по имени Андреяш, повидав князя Александра, возвратился к своим и сказал: «Прошёл я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».

И слышал это король от страны полуночной 5 о таком мужестве князя Александра Ярославича и подумал: «Пойду завоюю землю Александрову». И собрал он войско большое, заполнил многие корабли полками своими и пошёл в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошёл до реки Невы; шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру 6 в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, - если можешь, обороняйся».

Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился сердцем, вошёл в церковь Святой Софии, пал на колено пред алтарём и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, поставивший пределы народам и приказавший им жить, не преступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся со мною: возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окончив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошёл из церкви, утирая слёзы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: „Эти - оружием, иные - конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; поверженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо"». И, сказав это, пошёл на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда соберётся вся его сила, уповая на Святую Троицу.

И встретился он с врагами в воскресенье... И крепко верил он в помощь святых мучеников Бориса и Глеба. Был там некий муж, старейшина земли Ижорской, по имени Пелгуй; ему был поручен дозор утренний морской. Был он крещён и жил среди рода своего, остававшегося в язычестве; при крещении дано было ему имя Филипп. И жил он богоугодно, в среду и пятницу соблюдая пост. И сподобил его Бог увидеть видение необычайное. Какое - кратко расскажем.

Увидел он вражеское войско, идущее против князя Александра, и решил рассказать князю о станах их и укреплениях. Всю ночь не спал он, стоял на берегу моря и следил за путями. Когда стало светать, услышал он шум страшный на море и увидел судно, плывущее по морю, а посреди судна - Бориса и Глеба в одеждах червлёных, державших руки на плече друг у друга. А гребцы сидели, словно мглою одеты. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру». Видя это видение и слыша беседу эту святых мучеников, стоял Пелгуй в трепете, пока не скрылось судно от глаз их.

Когда вскоре пришёл князь Александр, Пелгуй с радостью встретил его и ему одному поведал о видении. Князь же ему сказал: «Никому не рассказывай об этом». И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами 7 ; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля 8 ранил в лицо острым своим копьём.

Здесь же в полку Александровой явились шесть мужей храбрых и сильных, которые бились вместе с ним крепко. Один - Гаврило, по прозвищу Алексии; увидев короля, которого тащили под руки, напал он на судно, въехал по доске до самого корабля, п побежали все от него, затем оборотились и с доски, по которой всходили на корабль, сбросили его с конём в море; он же с помощью Божьей выбрался из моря невредим и снова напал на них и бился крепко с самим воеводою среди полков их. Другой же - новгородец, по имени Збыслав Якунович; этот не раз нападал на врагов, не имея страха в сердце своём и сражаясь одним го нор ком. и многие пали от его топорка; дивился князь Александр Ярославич силе его и храбрости. Третий - Яков, родом полочанин, был он ловчим у князя; этот напал на полк вражеский с мечом и мужественно бился, и похвалил его за это князь. Четвёртый же - новгородец, но имени Миша; был он пеш и с дружиною своею потопил три корабля римлян. Пятый - из младшей дружины князя, именем Савва; этот наехал на большой шатёр королевский златоверхий и подрубил столп шатёрный; полки же Александровы очень радовались, когда увидели, как развалился этот шатёр. Шестой же - из слуг князя, по имени Ратмир; пешего окружили его враги, и от многих ран пал он и скончался. Обо всём этом слышал я от господина моего князя Александра и от других, кто в сече той участвовал...

Князь Александр возвратился с победою, хваля и славя Творца. На второй же год после этой победы князя Александра опять пришли те же 9 из западной страны и построили город в земле Александровой 10 . Великий князь Александр немедля пошёл на них, город срыл до основания, одних избил, других с собою привёл, а иных помиловал и отпустил, ибо милостив был без меры.

После победы Александра, когда победил он короля, на третий год зимой пошёл он на землю Немецкую с большим войском - да не хвалятся они: «Посрамим народ славянский». Ведь уже взяли они город Псков и тиунов своих там понасажали. Псков освободил от пленения, а землю их повоевал и пожёг, много, без числа, взял пленных, а других порубил. Собрались тогда немцы и, похваляясь, сказали: «Пойдём победим князя Александра, поймаем его руками».

Когда стали они приближаться, стражи Александра проведали это. Князь Александр собрал войско и пошёл навстречу врагам. И встретились они на Чудском озере - многое множество. Отец же его Ярослав послал ему в помощь брата его меньшего, князя Андрея, с большой дружиной. Много было и у князя Александра храбрых мужей, как в древности у царя Давида; крепкие и сильные, как у Давида-царя, мужи Александровы преисполнились духа ратного: сердца их были, как сердца львов, и сказали они: «О княже наш славный, дорогой, время настало нам головы свои сложить за тебя». Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою, от народа велеречивого избави меня, помоги мне, Господи, как помог ты в старые годы Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу на окаянного Святополка». Была тогда суббота. Когда взошло солнце, полки сошлись 11 . И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лёд на озере задвигался: льда не было видать, весь покрылся он кровью, и это слышал я от очевидна: «Видели мы на небе полк Божий, пришедший на помощь князю Александру». И победил Александр врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство. Так гнали и рубили врагов полки Александровы, словно неслись они по воздуху и некуда было тем бежать...

И прославлено было имя Александра во всех странах - до моря Поптнйского и до гор Араратских, по обе стороны моря Варяжского и до Рима.

В это же время объявился в стране восточной некий царь 12 сильный, и покорил ему Бог многие народы от востока до запада. Прослышав про Александра, славного и храброго, послал тот царь к нему послов и приказал сказать: «Александр, разве не знаешь, что Бог покорил мне многие народы! Ты ли один не хочешь покориться силе моей? Если хочешь уберечь землю свою, немедля приходи ко мне и увидишь славу царства моего». Князь же Александр после смерти отца своего пришёл во Владимир с большим войском, и был грозен приезд его. Прошла весть об этом до устья Волги, и стали моавитянки пугать детей своих: «Александр едет!» Посоветовался князь с дружиной, благословил его епископ Кирилл, и поехал он к тому царю. Посмотрел на него царь Батый, подивился и сказал вельможам своим: «Правду мне говорили, нет князя подобного ему в отечестве его». И отпустил его с великой честью...

Благословил Бог дни великого князя Александра Ярославича, ибо любил он иереев и монахов, митрополита же почитал, как самого Творца. Было тогда насилие великое от поганых язычников: сгоняли они христиан, приказывая ходить С ними в походы. Великий же князь Александр пошёл к царю 13 , чтобы отмолить людей от беды, а брата своего меньшого Ярослава и своего сына Дмитрия послал с новгородцами в западные страны и все полки отпустил с ними. Пошёл же Ярослав с племянником своим и большим войском и взял город Юрьев Немецкий, и вернулся назад с множеством пленников и с великою честью. Князь же Александр, возвращаясь от иноплеменников, остановился в Новгороде Нижнем и пробыл здесь несколько дней, а когда дошёл до Городка - разболелся.

Святой благоверный великий князь Александр Невский. Покров на раку. 1670-1680-е гг.

О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать ты кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго господина забыть не может: хотел бы живым вместе с ним в гроб лечь. Великий же князь Александр, ревнуя по Господе крепко, оставил царство земное и, желая добpa небесного, принял ангельский образ 14 , а потом сподобил его Бог воспринять и высший чин - схиму. И так с миром предал Господу дух свой, скончался месяца ноября в 14-й день, на память Святого апостола Филиппа 15 .

Сказал тогда митрополит Кирилл людям: «Дети мои, разумейте, - закатилось солнце земли Суздальской». Игумены же, и священники, и дьяконы, черноризцы, богатые и нищие, весь народ тогда громко воскричали: «Уже погибаем!» Святое же тело его понесли ко Владимиру. Митрополит со всем чином церковным, князья, и бояре, и весь народ от мала до велика встретили тело в Боголюбове со свечами, кадилами. Народ теснился, желая приступить ко гробу его. Был плач великий, и крик, и стон такой, какого ещё никогда не было, - от крика и стона этого земля дрогнула. Случилось тогда дивное чудо, достойное памяти. По окончании службы над телом князя подошли ко гробу Кирилл-митрополит и его эконом Севастьян и хотели разогнуть руку князя, чтобы вложить в неё прощальную грамоту. Князь же, как живой, сам протянул руку и принял грамоту из руки митрополита. Страх и ужас напали тогда на всех. И положили честное тело его в церкви Рождества Богородицы месяца ноября в 23-й день, на память Святого епископа Амфилохия, со псалмами и песнопениями, славя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

1 Приточник. - Имеется в виду царь Израильско-Иудейского государства Соломон (ум. ок. 928 г. до н. э.). Он продолжил строительство храма в Иерусалиме, которое началось при его отце, Давиде.

2 ... Во время осады города Атапаты... - Речь идет об эпизоде Иудейской войны (66-73 гг.) - об осаде города Иотапаты римским полководцем, а позднее императором Веспасианом.

3 И вот пришёл некто знатный от западной страны... - Имеется в виду магистр ордена рыцарей-крестоносцев Андрей фон Фельвен.

4 Слуги Божьи - так называли себя рыцари-крестоносцы.

5 И слышал это король от страны полуночной... - Имеется в виду швед-(кий король Эрих (Эрик. Эриксон), по прозванию Лепсе (Картавый).

6 ... Послал он послов к князю Александру... - Речь идёт о зяте короля Ярле Биргере: сам Эрих в битве на Неве не участвовал.

7 Римляне - здесь: католики.

8 ... Побил он... и самого короля... - Речь идет о Ярле Биргере, главнокомандующем шведскими войсками.

9 ... После этой победы князя Александра опять пришли те же... - Речь идёт о рыцарях-крестоносцах.

10 ... Построили город в земле Александровой. - Имеется в виду Коиорье, недалеко от Финского залива.

11 Когда взошло солнце, полки сойтись. - Битва на Чудском озере (Ледовое побоище) произошла 5 апреля 1242 г.

12 ... В стране восточной некий царь... - Имеется в виду хаи Батый.

13 ... Александр пошёл к царю... - Речь идёт о поездке Александра Невеского в Золотую Орду в 1262 г.

14 ... Принял ангельский образ... - совершил обряд пострижения в монахи.

/ / / «Повесть о житии Александра Невского»

Дата создания: 80-е годы 13 века.

Жанр: воинская повесть, житие.

Тема: мужество и противостояние захватчикам Родины.

Идея: прославление подвига Александра, сочетавшего в себе мужество воина с дипломатичностью во спасение земли Русской, прославление служения Родине и православной вере.

Проблематика. Святым в житии является не инок, а воин, князь. Мужественная защита Отечества, верность православному христианству сделали жизнь Александра угодной Богу.

Основные герои: князь Александр.

Сюжет. Князь Александр Невский был родом из великокняжеской семьи. Александр отличался очень высоким ростом, трубным голосом, красота лица его была схожей с красотой библейского Иосифа. Он был наделен силой, мудростью Соломона, храбростью.

Один человек с Запада Андреаш встретился с Александром и по возвращении на родину рассказывал, что такого мужа не встречал он еще нигде.

Слух об этом дошел до короля северной страны, и он вознамерился захватить землю Александра. Король подошел к Неве и отправил своих посланников в Новгород к князю с сообщением, что он уже разоряет его земли.

Александр вознес горячую молитву к Богу в Софийском соборе, где получил благословение, после чего с дружиной двинулся на врагов. За неимением времени Александр даже не смог известить отца. Из-за спешки Александра и большинство новгородцев не выступили в поход.

Александр поручил морской дозор христианину Пелугию, бывшему старейшиной на Ижорской земле. Тот, разузнав, каковы силы врага, пошел доложить Александру. На восходе солнца он увидел на море судно, и были на том судне святые страстотерпцы Борис и Глеб. Пелугию они дали знать, что спешат на помощь Александру. Он передал это князю. Князь запретил Пелугию говорить об этом еще кому-нибудь.

В битве с неприятелем, Александр нанес ранение копьем самому королю. В бою особенно проявили себя шесть ратников. Противоположный берег реки Ижоры, где воины Александра никак не могли оказаться, был усеян убитыми латинянами. Они были поражены ангелом Божиим. Остатки врагов разбежались, а князь с триумфом вернулся в Новгород.

Следующий год был отмечен приходом латинян с Запада. Они нагло основали город на земле Александра. Князь этот город немедленно уничтожил, часть врагов покарал казнью, часть пленил, остальным оказал милость.

Зима третьего года ознаменовалась вторжением самого Александра в землю немецкую, потому что город Псков был уже ими захвачен. Александр принес Пскову свободу, но против князя был заключен союз несколькими немецкими городами.

На Чудском озере состоялось сражение. Кровь лилась на лед. И видели люди, как в небе воинство Божие содействовало победе князя Александра. Славили псковитяне Александра, возвращавшегося с победой.

Стали причинять разорение волостям Александровым литовцы, но князь за один выезд разбил семь их полков, были перебиты многие князья, чем вселил Александр страх в литовцев.

Могучий царь Востока отправил к Александру послов и повелел ему прибыть к нему в Орду. Собрался он ехать в Орду, на что епископ Кирилл дал ему благословение. Царь Батый, познакомившись с Александром, поразился ему, выказал ему почтение, с тем и отпустил князя.

Меньшой брат Александра Андрей, сидевший в Суздале, вызвал гнев Батыя, и земли суздальские были разорены, после чего Александр занимался восстановлением городов и церквей.

Со стороны римского папы были попытки приобщить Александра к латинской вере, которые великий князь категорически отверг.

Царь Батый стал преследовать христиан и принуждать их воевать в своих войсках. Александр прибыл в Орду к Батыю с намерением отмолить своих людей от такой участи. Возвращение было тяжелым. Александр занедужил в пути. Предчувствуя скорую смерть, он пожелал стать монахом, что и было сделано, потом он принял схиму. 14 ноября великий князь Алексанр отошел ко Господу.

Попытка вложения в руку Александра грамоты отозвалась чудом: покойный сам, словно живой, простер руку и принял свиток. О чуде этом свидетельствовали митрополит и его эконом.

И это было прославление Александра Богом.

Отзыв о произведении. Конечно, написано по канонам житийной литературы, что связано с идеализацией. Но в этом своя правда. А читается повесть на одном дыхании.

Сказание о житии Александра Невского мы изучали на уроке литературы и теперь нам предстоит сделать свои заключения, опираясь на выученный материал.

Сказание о житии Александра Невского краткое содержание

Чтобы вспомнить суть сказания, предлагаем познакомиться со сказанием Александра Невского в кратком содержании.

Произведение Сказание о житии Александра Невского чей автор неизвестен, рассказывает нам о князе Александре Ярославовиче, ведая нам о его биографии, вернее, о самых значимых событиях из жизни князя.

Сначала мы знакомимся со сказателем, который и рассказывает нам о князе. Сказатель говорит, что он является свидетелем жизни князя, а также рассказывает события, опираясь на воспоминания его соратников.

Далее идет описание Александра Невского, после чего мы узнаем о самых значимых, по мнению рассказчика, событиях из жизни князя. Так автор повествует о короле Римской веры, который решил завоевать земли государства Александра Невского и как Александр, помолившись, выступил против царя и его войска, разгромив соперника.

Дальше мы узнаем, как год за годом латиняне нападают на земли, но Александр не спит, врага не пускает на свои земли. А далее и вовсе Александр сам собрал войско и пошел на немцев. Произошла битва на Чудском озере, откуда князь вернулся с победой, говорят, ему и Бог помогал.

Также мы узнаем о битве с литовцами, где Александр также разгромил вражеское войско и здесь мы узнаем о подвиге против Орды.

В конце сказания о житии Александра Невского, герой заболевает, принимает монашество и умирает. С того времени он считатеся святым и покровителем многих городов.

Если сказать о сказании жития Александра Невского и сделать анализ произведения, то можно сказать, что это рассказ о подвигах князя, о его мужестве, отваге. Из рассказа мы узнаем, что Александр был настоящим патриотом страны, на земли которой он не пустил ни литовцев, ни шведов, ни римлян.

Сказание о житии Александра Невского главные герои

Согласно пересказу текста Сказания о житии Александра Невского и тому описанию главного героя, можно сказать, что герой произведения — это сам князь Александр, сын Ярослава Мудрого. По рассказам это был красивый, мудрый, сильный, храбрый князь с лицом, как у Иосифа, силой Самсона и мудростью Соломона.

План

1. Знакомство с князем.
2. Битва с королем Римской веры и победа над врагами.
3. Видение и битва с латинянами, которые нападали из года в год.
4. Александр идет войной на немцев, освобождая захваченные города.
5. Битва на озере Чуском озере.
6. Болезнь и смерть князя.
7. Чудо.

Александр сын Феодосии и князя Ярослава. Он был высокого роста, красивый, сильный, умный и бесстрашный.

Андреяш намеренно посетил Александра, чтобы увидеть его. Возвратившись в свою Западную страну, он рассказал, что ранее не видел подобного человека.

Узнав это, Римский король решает захватить земли Александра. На Неве он отправляет гонцов в Новгород с известием о том, что он нападает на его территорию.

Князь пошел в бой с немногочисленным войском. Он поручил старейшине Пелугию вести морской караул. Определив могущество войска неприятеля, старейшина отправляется на встречу к Александру, чтобы это доложить. Утром, в море, Пелугий заметил ладью, в которой плыли два святых мученика – Борис и Глеб. Они рассказали старейшине, что намереваются поддержать своего родича Александра.

Отыскав князя, Пелугий рассказал ему об увиденном. Тот приказал ему об этом молчать. Великий князь сразился с врагом, а их королю нанес ранение.

Мертвых неприятелей обнаруживают на противоположном берегу Ижоры, где происходило сражение. Но там не было дружины Александра, их всех помог убить ангел Божий. Уцелевшие противники обратились в бегство.

Через год латиняне возвели город на земле Александра. Князь без промедления уничтожил город, кого-то из врагов убил, кого-то пленил, а некоторым даровал жизнь.

Спустя еще год, зимой, князь Александр сам идет на немецкую землю с многочисленной армией. Неприятель успел захватить Псков, но князю удается освободить этот город.

Столкновение состоялось на Чудском озере. Весь лед был залит кровью. После, свидетели рассказывали, что в воздухе чувствовалась сила Божия, которая способствовала Александру. Позже, князь громит и войска литовцев, которые стали грабить его земли.

В это же самое время, на востоке жил могущественный правитель. Он отправил своих гонцов, приказав Александру прибыть в Орду. Известие об опасном князе разлетелось по округе. В Орде, Батый вознаградил Александра и отпустил его.

Батый разозлился на брата Александра - князя Андрея. Военачальник Невруй разгромил земли Суздаля, но Александр сумел восстановить разрушенное.

Папа римский отправил двух кардиналов к великому князю, для того, чтобы они поведали ему о законе Божьем. Но Александр сообщил, что русским известен данный закон и негоже латинянам учить их.

В тот момент, царь страны с востока принуждал христиан отправляться вместе с ним в походы. Александр прибыл к Батыю с просьбой прекратить заставлять людей. Сына Дмитрия, направил захватывать Западные страны. Он завоевал Юрьев, затем вернулся в Новгород.

По дороге из Орды, Александр заболевает, принимает монашество и вскоре умирает.
Находясь в церкви Богородицы митрополит пытается вложить в руку Александра грамоту. Но скончавшийся сам берет ее…