Сугдейская епархия. Святой Стефан Сурожский. Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо

Стефан Исповедник, Архиепископ Сурожский

Святитель Стефан был родом из Каппадокии (Малая Азия), 15-ти лет пришел в Царьград для высшего образования, которое и окончил успешно, так что превзошел «всех учителей, иже во граде». Все удивлялись усердию, выдающимся способностям и смирению юноши. Благонравие Стефана было замечено святым патриархом Константинопольским Германом I (715–730; † 740; память 12/25 мая). Несколько лет святой Стефан жил со святителем и служил в Константинопольской церкви, а затем тайно ушел в один из монастырей и там принял монашеский постриг. Вскоре он, стремясь к безмолвию, поселился в пустынном месте, где провел несколько лет в подвигах поста и молитвы.

Около 730 года в городе Суроже (ныне город Судак в Крыму) умер епископ. В этом большом торговом городе жили люди разных вероисповеданий. Среди них было много язычников и магометан. Христиане Сурожа просили патриарха Германа прислать епископа, который бы упрочил Православие. Во время молитвы патриарху явился Ангел и сказал, что епископом должен быть святой пустынник Стефан. Воля Господня была открыта также и Стефану. Вскоре он был рукоположен во епископа и отплыл в свою епархию.

Пять лет святитель Стефан провел в неустанных пастырских трудах, просвещая народ словом истины. В результате многие иноверцы Сурожской епархии были присоединены к Церкви Христовой.

В то время византийский император Лев III Исавр (717–741) приказал хулить и бесчестить иконы. Он сместил патриарха Германа, отказавшегося присоединиться к иконоборцам, и поставил на его место сирианина Анастасия, который пробыл на патриаршей кафедре с 730 по 753 год. Святитель Стефан прибыл в Константинополь и обличил императора в иконоборчестве. Лев Исавр пытался уговорами и угрозами склонить святителя к иконоборческой ереси, но безуспешно. Святой Стефан отвечал императору: «Хотя бы ты меня сжег или рассек на части, за иконы и Крест Господень все готов претерпеть». За свою ревность он был жестоко избит, а затем на многие годы заключен темницу.

В 741 году умер император Лев III и на престол вступил его сын Константин V Копроним (741–775). Он также был иконоборцем. Но по ходатайству жены императора Ирины святитель Стефан был освобожден и возвращен на свою кафедру.

Святителю Стефану, уже глубокому старцу, было открыто время его кончины. Он назначил себе преемником клирика Филарета и мирно преставился ко Господу.

Сохранилось свидетельство, что в начале IX веха русский князь Бравлин во время похода в Крым принял крещение, обратившись к истинной вере под влиянием чудес у раки святителя.

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Помоги, Господи, изжить гордыню автора Автор неизвестен

Митрополит Антоний Сурожский Бойтесь мнимой праведности Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие дает нам на это право – он осужден Самим Христом. Но мы забываем, что надменная праведность

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Антоний Сурожский С митрополитом Антонием мы в хорошей близкой дружбе уже около пятидесяти лет. Это человек духовно очень одаренный, прекрасно знающий смысл внутренней жизни. Он сын племянницы композитора Скрябина и русского дипломата, родился в Иране. Отец

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (MЈximoj Т `Omologht»j), прп. (ок.580–662), визант. подвижник, борец за Православие. Род. в семьеконстантинопольского аристократа; получил широкое образование, включавшее грамматику, риторику и философию. Служил первым секретарем при имп. Ираклии. После того как

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

VII. Св. Максим Исповедник (VII век) В воззрениях этого глубокого богослова восточной церкви, который все еще ждет оценки и изучения , момент апофатический играет первостепенную роль, отрицательное богословие образует подоснову положительного. Мы познаем Бога, лишь

Из книги Миссия возможна автора Коллектив авторов

Антоний, митр. Сурожский. Мы должны нести в мир веру Мне кажется, что отрыв культуры от религии в значительной степени является результатом того, что религия или, вернее, люди, которые исповедуют ту или другую религию, часто - христианскую веру, - сузили свое видение

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Савва, архиепископ Сурожский Святитель Савва, архиепископ Сурожский (ныне город Судак) жил в Крыму (ранее XII века). Известие о нем сохранилось в записи на полях греческой Минеи XII века. В пяти верстах от бывшего города Сурожа существует гора, называемая Ай-Савва (святой

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Савва, Архиепископ Сурожский (ранее XII в.) Память его празднуется 2 апр. по указанию греческой Минеи XII в. и 15 дек. вместе с Собором Крымских святых. Святитель Савва, архиепископ Сурожский, жил в Крыму ранее XII в. Известие о нем сохранилось в записи на полях

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

5. Андроник, архиепископ Пермский, Феофан, епископ Соликамский, Василий, архиепископ Черниговский, и иже с ними «В качестве полкового священника сибирской армии, - описывает П. Туруханский, - мне пришлось довольно долгое время странствовать по городам и весям

Из книги Православное богословие на рубеже столетий автора Алфеев Иларион

4. Митрополит Сурожский Антоний

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Св. Максим Исповедник.

Из книги История патристической философии автора Морескини Клаудио

III. Максим Исповедник Максим Исповедник жил в конце эпохи, которая в восточном греко–язычном мире явила глубокие системы мысли Александрийской школы, Каппадокийцев и Дионисия Ареопагита наряду со сложными (и часто запутанными) христологическими спорами. Он обладал

Из книги Жизнь, Болезнь, Смерть автора Сурожский Митрополит Антоний

Антоний Митрополит Сурожский Жизнь. Болезнь. Смерть От издателей Митрополит Антоний (в миру - Андрей Борисович Блум) родился в 1914 г. в семье сотрудника русской дипломатической службы (мать - сестра композитора А. Н. Скрябина). Раннее детство прошло в Персии, где отец

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Святитель Лука, Исповедник, Архиепископ Крымский (+1961) Святой угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своём лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

Митрополит Антоний Сурожский

Из книги автора

Митрополит Антоний Сурожский Не надо утешать пустыми словами! – Разлука с человеком всегда более приемлема, когда есть длинная болезнь или старость, ведущие к смерти. Но когда авария, особенно когда умирает молодой человек или младенец, – как тогда можно поддержать

Сугдейская (Сурожская епархия) — древняя средневековая епархия Крыма Православной Церкви Константинопольского Патриархата. Кафедра располагалась в областном городе Сугдея (Солдайя, Сурож) – нынешний Судак. Образовавшись с начала VIII века (конца VII), епископский удел просуществовал 8 столетий, вплоть до конца XVI столетия.

Судак

Епархия, как сам город и вся область получили свое название по племени, заселившему эти края – сугдов. Сугды восходят к зихам – прямыми прародителями адыгов, черкесов и абхазов. На Таврический полуостров они переселились из Синдики, что на Тамани. Таким образов, сформировался так называемый «Зихийский диозец» – церковно-административная область, своего рода большая митрополия, в которую входили епархии Прикавказья, Керченского полуострова Крыма и Тамани.

О создании епархии известно Сугдейского синаксаря, в котором описывается житие преподобного Стефана Сурожского. Святитель Стефан был поставлен в архиепископы Сугдеи решением патриарха Гермогена. Указывается, что до этого поставления лишь один предшественник занимал архиепископскую должность. Так или иначе, а к середине VIII века уже существовала Сугдейская архиепископия с правами автокефалии. Таким образом, Сурожская епархия получила новый статус. Первые епископские печати датируются описываемым веком.

Святой Стефан Сурожский (Сугдейский) участвовал в последнем Вселенском Соборе – Седьмом, который проходил в Константинополе – столице Византийской империи в 787 году, по поводу ереси «иконоборчества» и православного иконопочитания. Его подпись стоит под оросом Собора.

Сурожская епархия упоминается в нотициях Константинопольского Патриархата. Так, в X веке при патриархе Николае Мистике и императоре Льве Мудром, она стоит на 47 месте после Боспорской автокефальной архиепископии.

Кафедральным храмом была базилика Святой Софии – Премудрости Божией.

Данных о Сугдейской епархии сохранилось куда больше, нежели Боспорской, например, или Фулльской. Возможно, это связано с тем, что генуэзцы, позже овладевшие Сугдеей, многие записи увезли в Италию, и там они сохранились. Тоже самое было и с греческим городом в Балаклавской бухте у крепости Чембало.

Сурожская епархия, иерархи

Записи тех веков донесли до нас имена следующим шести архиепископов Х-ХII веков: Константин (подписывал соборный акт в 997), Арсений (поставил подпись на патриаршем акте в 1026 году), Евфимий, Петр, Климент и Захария.

В середине ХII столетия к Сугдейской епархии, находящейся в более важном административном центре, была присоединена епархия уже потерявшего свои высокие позиции города Фулл — Фулльская . Архиепископ стал именоваться «Сугдейским и Фулльским».

А том же веке произошло одно очень интересное событие: город был захвачен татарами. Но вместо расправы, многие из завоевателей крестились в православную веру.

В конце XIII – начале XIV века Сугдо-Фульская архиепископия возвышается до ранга митрополии. Епархия была богатой и «обильной».


Генуэзская крепость в Судаке

В конце XIV века, Сугдея попадает под власть колонистов-генуэзцев , и это приводит к упадку города, поскольку рядом возрос и обосновался другой, не менее знаменитый город, – Кефа (или Кафа, нынешняя Феодосия).

В 1475 году весь Крымский полуостров был захвачен турками-османами. При защите генуэзской крепости, произошло практически поголовное истребление жителей города и окрестностей. Это привело обескровленную епархию к полному упадку.

По сути, последние митрополиты были здесь лишь в конце XV века. Ещё столетие были присылаемы архиереи из Константинополя для экзаршего управления приходами, но не как наместники. К концу XVI столетия приходы епархии были поделены между Кафской и Готской кафедрами в виду полного одичания оной, из-за разорения и репрессий со стороны новых господ. Епархия прекращает свое существование в 1578 году.

(Из книги Четьи-Минеи (Жития святых) свт Димитрия митрополита Ростовского)
Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой - от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании.

Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене и св. патриархе Германе. Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих - даже самих учителей, - так что все удивлялись его премудрости.

Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях.

Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах.

В то время преставился епископ, который был в городе Суроже, и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие - другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, «Ибо, - говорили они, - умножились ереси в городе нашем».

Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал:
- Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.

- О, господин, - сказал патриарх, - как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан?
Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху.

К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, - и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю.
Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав:
- Я - Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.

Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо.
На другой день патриарх послал со слугою двух пресвитеров - за святым Стефаном, и те с великою честью привели его к патриарху. С радостью встретил патриарх св. Стефана, и посвятив, поставил его архиепископом Сурожа и отпустил на корабле в порученную ему епархию.
Прибыв в город Сурож и вступив на архиепископский престол, св. Стефан стал поучать людей от Божественного Писания и в продолжения пяти лет крестил весь город Сурож и все его окрестности.

В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и воздвиг иконоборство, будучи научен сему двумя евреями. Сначала он повелел святые иконы ставить высоко, говоря:
- Кто чист, пусть целует их.
Потом повелел поднимать иконы на воздух, поясняя, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал окаянный против почитания св. икон. Святой патриарх Герман много увещевал его, чтобы он оставил свое злое начинание, беседуя о сем на основании священных книг. Придя в ярость от увещаний, иконоборец открыто проявил яд свой, который дотоле скрывал в сердце своем, и усиленно начал изгонять святые иконы, хулить их и бесчестить.

Затем Лев разослал по всему городу и по многим окрестным местам указы, чтобы все так же поступали со святыми иконами, и говорил:
- Если кто будет мне противиться, того я буду мучить различными муками и предам смерти.
В царствующем граде тогда можно было видеть различные мучения православных христиан. Патриарха же Германа злочестивый царь послал в заточение, а вместо него поставил патриархом Анастасия, родом Сириянина, который был единомышленником с ним в его ереси.

Затем царь и патриарх отправили послов своих в Сурож к св. архиепископу Стефану с злочестивым повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан отвечал послам:
- Да не будет сего; не допущу я людей своих отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха.
Ночью он пришел к послам на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград.
Облачившись в одежды своего святительского сана, св. Стефан предстал пред царем. Царь спросил его:
- Кто ты?
Святой же отвечал:
- Я - архиепископ Сурожский Стефан.

И сказал царь:
- Видишь ли собор сей, восседающий со мною в великой чести? Они пожгли и порубили иконы: и ты послушай меня, и будешь в такой же великой чести с нами.
Святой Стефан отвечал:
- Да не будет сего. Хотя бы ты меня и сжег, или рассек на части, или какими-нибудь другими муками замучил, - за иконы и за Крест Господень всё готов претерпеть.
Затем святой сказал царю:
- Мы в книгах нашли некоторое пророчество, что в Царьграде явится злочестивый царь, иконоборец, сжигающий святые иконы. Но да не сотворит сего Бог в твое царствование!
- А нашли ли вы имя царя того? - спросил царь.
- Имя его - Коноп, - отвечал Стефан. И сказал царь:
- Справедливо, Стефан, ты нашел мое имя, ибо отец и мать назвали меня Конопом.

И сказал Стефан:
- О, царь! Да не совершится сие в твое царствование. Если же ты совершишь сие, то будешь предтечею антихриста!
Услышав сия от святого, окаянный царь железною перчаткою избил его лицо, уста и зубы, восклицая:
- Как смел ты назвать меня предтечею антихриста?
И повелел царь схватить Стефана за волосы и за бороду, бить, влачить по земле и ввергнуть в темницу. Влекомый мучителями, святой воссылал благодарения Богу, и был ввергнут в темницу, где находились и иные святители. Затем царь снова повелел привести к себе Стефана.
- Как дерзнул меня назвать так Сурожский епископ! - говорил он. - С побоями притащите его сюда.
Святой предстал пред царем с семью епископами. Держа в руках своих икону Господа, Богородицы и Иоанна Предтечи, царь сказал святому:
- Почему ты назвал меня предтечею антихриста?
Святой отвечал:
- Потому, что ты творишь дела его; я уже сказал это и опять повторяю тебе то же.
Тогда царь плюнул на икону, стал топтать ее и сказал Стефану:
- Сделай и ты тоже самое с сей иконой.

Святой же, прослезившись, сказал:
- Враг Божий, недостойный царства! Как не ослепли твои безумные очи и не отсохли беззаконные твои руки? Да отымет вскоре Бог царство твое и да прекратит жизнь твою.
Услышав сие, царь во гневе повелел бить святого Стефана. Потом привязали его к хвосту коня и повлекли в темницу; святой же воздавал благодарения Богу. Все заключенные в темнице молили Бога, и, по молитве святых, вскоре умер нечестивый царь и воцарился сын его Константин Копроним.

Супруга его, слыша о добродетелях и чудесах святого Стефана, просила мужа своего - царя Константина - отпустить святого на престол свой. В то же время родился у царя сын, и святой Стефан крестил его. Наградив Стефана дарами, царь с великою честью отпустил его к пастве своей. Снова получил добрый пастырь престол свой и продолжительное время добре пас порученное ему стадо Христово. Затем, провидя свое к Богу отшествие, поставил он вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился к Богу в жизнь вечную, месяца декабря в 15-й день.

Был в Суроже один человек, по имени Ефрем, - слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря:
- Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его.
И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его - и тотчас прозрел. Сим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем Сурожским народом со многими слезами было с честью предано погребению, во славу всеми славимого и превозносимого Бога, во веки. Аминь.

Современное иконное изображение свт Стефана Сурожского, находящееся в нашем храме.

Святителю Стефану молятся в различных житейских нуждах, об умножении любви, о сохранении от бед и мн. др., особенно он помогает в укреплении православной веры наших детей, родственников и друзей…

Свт Стефан Сурожский —

небесный покровитель юго-восточного Крыма!

МОЛИТВА СВТ СТЕФАНУ СУРОЖСКОМУ

О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю отче наш Стефане, услыши нас с верою и любовию призывающих тя. Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися о нас. Испроси предстательством твоим у Всемилостивейшего Спаса нашего мир Церкви, его пастырем, Божию ревность и силу, православной стране нашей мир и спасение. Умоли Небеснаго Отца нашего всем подати коемуждо благопотребен дар: веру истинную, надежду твердую, любовь неоскудную, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и губительства избавление, от нашествия иноплеменник сохранение, юным благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и укрепление, болящим исцеление, сирым и вдовицам милость и заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас во уповании нашем, споспешствуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести благое иго Христово во благодушии и терпении и всех нас управи в мире и покаянии непостыдно живот свой окончати и Царствия Божия наследницы быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми Святыми, выну хваля Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святитель Стефан исповедник , архиепископ Сурожский

15 декабря по ст.ст. / 28 декабря по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой - от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании. Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене 1 и св. патриархе Германе 2 . Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих - даже самих учителей, - так что все удивлялись его премудрости.

Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах.

В то время преставился епископ, который был в городе Суроже 3 , и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие - другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, "ибо,-говорили они, - умножились ереси в городе нашем".

Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал:

Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.

О, господин, - сказал патриарх, - как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан?

Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху.

К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, - и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю.

Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав:

Я - Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.

Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо.

На другой день патриарх послал со слугою двух пресвитеров - за святым Стефаном, и те с великою честью привели его к патриарху.

С радостью встретил патриарх св. Стефана, и посвятив, поставил его архиепископом Сурожа и отпустил на корабле в порученную ему епархию.

Прибыв в город Сурож и вступив на архиепископский престол, св. Стефан стал поучать людей от Божественного Писания и в продолжения пяти лет крестил весь город Сурож и все его окрестности.

В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и воздвиг иконоборство 4 , будучи научен сему двумя евреями. Сначала он повелел святые иконы ставить высоко, говоря:

Кто чист, пусть целует их.

Потом повелел поднимать иконы на воздух, поясняя, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал окаянный против почитания св. икон. Святой патриарх Герман много увещевал его, чтобы он оставил свое злое начинание, беседуя о сем на основании священных книг 5 . Придя в ярость от увещаний, иконоборец открыто проявил яд свой, который дотоле скрывал в сердце своем, и усиленно начал изгонять святые иконы, хулить их и бесчестить.

Затем Лев разослал по всему городу и по многим окрестным местам указы, чтобы все так же поступали со святыми иконами, и говорил:

Если кто будет мне противиться, того я буду мучить различными муками и предам смерти.

В царствующем граде тогда можно было видеть различные мучения православных христиан. Патриарха же Германа злочестивый царь послал в заточение, а вместо него поставил патриархом Анастасия, родом Сириянина, который был единомышленником с ним в его ереси.

Затем царь и патриарх отправили послов своих в Сурож к св. архиепископу Стефану с злочестивым повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан отвечал послам:

Да не будет сего; не допущу я людей своих отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха.

Ночью он пришел к послам на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград.

Облачившись в одежды своего святительского сана, св. Стефан предстал пред царем. Царь спросил его:

Святой же отвечал:

Я - архиепископ Сурожский Стефан.

И сказал царь:

Видишь ли собор сей, восседающий со мною в великой чести? Они пожгли и порубили иконы: и ты послушай меня, и будешь в такой же великой чести с нами.

Святой Стефан отвечал:

Да не будет сего. Хотя бы ты меня и сжег, или рассек на части, или какими-нибудь другими муками замучил, - за иконы и за Крест Господень всё готов претерпеть.

Затем святой сказал царю:

Мы в книгах нашли некоторое пророчество, что в Царьграде явится злочестивый царь, иконоборец, сжигающий святые иконы. Но да не сотворит сего Бог в твое царствование!

А нашли ли вы имя царя того? - спросил царь.

Имя его - Коноп, - отвечал Стефан.

И сказал царь:

Справедливо, Стефан, ты нашел мое имя, ибо отец и мать назвали меня Конопом.

И сказал Стефан:

О, царь! Да не совершится сие в твое царствование. Если же ты совершишь сие, то будешь предтечею антихриста!

Услышав сие от святого, окаянный царь железною перчаткою избил его лицо, уста и зубы, восклицая:

Как смел ты назвать меня предтечею антихриста?

И повелел царь схватить Стефана за волосы и за бороду, бить, влачить по земле и ввергнуть в темницу. Влекомый мучителями, святой воссылал благодарения Богу, и был ввергнут в темницу, где находились и иные святители. Затем царь снова повелел привести к себе Стефана.

Как дерзнул меня назвать так Сурожский епископ! - говорил он. - С побоями притащите его сюда.

Святой предстал пред царем с семью епископами. Держа в руках своих икону Господа, Богородицы и Иоанна Предтечи, царь сказал святому:

Почему ты назвал меня предтечею антихриста?

Святой отвечал:

Потому, что ты творишь дела его; я уже сказал это и опять повторяю тебе то же.

Тогда царь плюнул на икону, стал топтать ее и сказал Стефану:

Сделай и ты тоже самое с сей иконой.

Святой же, прослезившись, сказал:

Враг Божий, недостойный царства! Как не ослепли твои безумные очи и не отсохли беззаконные твои руки? Да отымет вскоре Бог царство твое и да прекратит жизнь твою.

Услышав сие, царь во гневе повелел бить святого Стефана. Потом привязали его к хвосту коня и повлекли в темницу; святой же воздавал благодарения Богу. Все заключенные в темнице молили Бога, и, по молитве святых, вскоре умер нечестивый царь и воцарился сын его Константин Копроним. Супруга его, слыша о добродетелях и чудесах святого Стефана, просила мужа своего - царя Константина - отпустить святого на престол свой. В то же время родился у царя сын, и святой Стефан крестил его. Наградив Стефана дарами, царь с великою честью отпустил его к пастве своей. Снова получил добрый пастырь престол свой и продолжительное время добре пас порученное ему стадо Христово. Затем, провидя свое к Богу отшествие, поставил он вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился к Богу в жизнь вечную, месяца декабря в 15-й день 6 .

Был в Суроже один человек, по имени Ефрем, - слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря:

Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его.

И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его - и тотчас прозрел. Сим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем Сурожским народом со многими слезами было с честью предано погребению, во славу всеми славимого и превозносимого Бога, во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Яко святитель со безплотными единожитель быв, священномучениче Стефане: восприем бо крест яко оружие, и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев, не покланяющихся пречистому образу Христа Бога нашего, и отсекл еси всяку ересь лукавых. Того ради прием мучения венец, избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни. И ныне молим тя святе, да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед, и вечныя муки.

Кондак, глас 3:

Вышняго силою священне укрепився, цраева низложил еси иконоборная шатания. Днесь Сурожу и нам верным предлежат слава и богатство, святыя твоя мощи: ихде свыше дароносят ангельстии чинове, песньми и пением славословят тя, великий священный Стефане.

________________________________________________________________________

1 Феодосий III Адрамитен - Византийский император с 715 по 716 г.

2 Св. Герман был патриархом Константинопольским с 715 по 730 год. Память его празднуется 12-го мая

3 Сурож, или Сугдея - древний греческий город на южном берегу Крыма, ныне Судак - поселок Таврической губернии.

4 Византийский император Лев, род коего происходил из Малоазиатской области Исаврии, царствовал с 717 по 741 г. Против иконопочитания он выступил особенно в 726 году. Это вызвало народное восстания против него.

5 При этом патриарх Герман отказался подписать повеления императора против иконопочитания, говоря, что не может вводить что-нибудь новое в делах веры без вселенского собора.

6 Св. Стефан скончался около половины VIII века.

Святитель Стефан родился в конце VII века в Каппадокии в семье благочестивых родителей. В семь лет Стефана отдали для обучения божественным писаниям.

18-летний Стефан поехал в Константинополь для изучения "грамматики и философии, риторики и софистики". Он достиг таких успехов в науках, что его знаниям удивлялись даже учителя.
Услышав о Стефане, патриарх Константинопольский Герман вызвал его к себе, и в течение нескольких лет он жил при патриархе и прислуживал в церкви. Затем он тайно покинул Константинополь и пришел в монастырь, где принял монашеский постриг. Вскоре, стремясь к безмолвию, поселился в пустынном месте, и прожил там несколько лет в подвигах поста и молитвы.

Около 730 года в Суроже (ныне Судак) преставился епископ. В этом большом торговом городе жили люди разных вероисповеданий. Среди них было много язычников и мусульман. Христиане Сурожа просили патриарха Германа прислать епископа, который бы упрочил Православие. Во время молитвы патриарху явился Ангел и сказал, что епископом должен быть святой пустынник Стефан. Воля Господня была открыта также и Стефану. Вскоре он был рукоположен во епископа и отплыл в свою епархию.

Новый епископ проповедовал не только в церкви, но и в домах и на улицах. Миссионерская деятельность Стефана не ограничивалась только Сурожем, но включала окрестные территории и селения, где епископ назначил много пресвитеров и клириков. Таким образом, за пять лет Стефан крестил весь город и окрестные села.

В это время византийский император Лев III Исавр приказал изымать и уничтожать иконы. Он сместил патриарха Германа, отказавшегося присоединиться к иконоборцам, и поставил на его место Анастасия, который пробыл на патриаршей кафедре с 730 по 753 год. Святитель Стефан прибыл в Константинополь и обличил императора в иконоборчестве. Лев Исавр пытался уговорами и угрозами склонить святителя к иконоборческой ереси, но безуспешно. Святой Стефан отвечал императору: «Хотя бы ты меня сжег или рассек на части, за иконы и Крест Господень все готов претерпеть». За эти слова он был жестоко избит, а затем на многие годы заключен темницу.

В 741 году умер император Лев III и на престол вступил его сын Константин V. По ее заступничеству Стефана Сурожского вызволили из темницы. Императрица пригласила святителя окрестить ее маленького сына. После этого Стефан с почестями был посажен на корабль и отплыл в свою епархию в Сурож.

Святителю Стефану было открыто Господом время его кончины. Он назначил себе преемника и мирно преставился ко Господу 15 декабря 750 года. У гроба почившего святителя чудесно прозрел слепорожденный по имени Ефрем, которому святой Стефан благодетельствовал при жизни.