Способы выжигания по дереву для начинающих. Как научиться выжиганию по дереву. Что может помешать

Выжигание по дереву на сегодняшний — очень распространенное мастерство. Им увлекаются не только дети, но и взрослые. И это не просто так, ведь во время данного занятия проявляется смекалка, фантазия и конечно же мастерство человека (ребенка). Речь сегодня пойдет о том, как выжигать по дереву для начинающих. Для тех кто не умеет выжигать, данная статья покажет и расскажет, как научиться.

Также многие при выборе выжигательного инструмента задаются вопросом: «Можно ли выжигать по дереву паяльником?» Ответ таков: самое главное, чтобы сам паяльник был мощным, тогда можно им выжигать. Но лучше конечно приобрести специальный аппарат, так как у него уже и мощность подходящая, да и в комплекте дополнительные насадки имеются. С их помощью выжигать будет еще проще.

Начинаем с портрета

Выжечь портрет не так-то и легко. Самое главное — это правильно и качественно перенести с фото рисунок на основу.

Как уже говорилось, для начала необходимо перенести портрет с фото или с натуры на древесину. Он должен быть похож на того, с кого вы решили написать портрет.

После чего начинаем сам процесс выжигания. Для данного портрета использовались все толстые насадки. В итоге вот что получилось:

Создаем ангела

В данном мастер-классе будет описан пошаговый процесс создания выжженной картины, которую назовем «Ангел».

Для работы требуется следующие инструменты и инвентарь:

  • Фанера или древесина;
  • Выжигательный аппарат;
  • Готовый нарисованный шаблон;
  • Бумага для копирования;
  • Дрель;
  • Пилка;
  • Лобзик;
  • Морилка;
  • Рамка;
  • Клей ПВА.

В первую очередь необходимо сделать шаблон. Ищем в Интернете подходящую картинку и распечатываем необходимого вам размера. Далее вырезаем или покупаем лист фанеры, которая в дальнейшем будет основой.


Распечатанный шаблон переносим на основу.

Затем необходимо выпилить нужные части. Для этого вначале используем дрель, с помощью нее делаем отверстия. В дальнейшем в них будем вставлять пилку и выпиливать. В первую очередь выпиливаем самые мелкие детали, постепенно переходим на более крупные. После чего берем выжигательный аппарат и по контору делаем штрихи.

Подложка под готовую работу покрывается морилкой. Цвет выбирается на ваше усмотрение. Склеиваем клеем ПВА готовые детали. Затем готовую картину вставляем в рамку и после этого наносим слой лака.

Вот и все картина «Ангел» полностью готова.

Легкий урок

  • Лист фанеры;
  • Аппарат для выжигания;
  • Эскиз (рисунок);
  • Бумага для копирования;
  • Простой черный карандаш;
  • Семечки от арбуза (тыквы);
  • Скотч;
  • Краски;
  • Кисточка;
  • Наждачная бумага.

Итак, приступим к процессу.

Для начала подготовим основу. Берем лист фанеры необходимого нам размера, зашкуриваем ее наждачной бумагой. Поверхность должна быть ровной и гладкой.

Рисунок выбираем в Интернете и распечатываем. После, при помощи копировальной бумаги переводим его на фанеру.

Совет! Для того чтобы копирка с рисунком не двигались, можно закрепить их кусочками скотча.

Переводим рисунок на основу. Вот что должно получиться. Обязательно проверьте, все ли линии про рисовались.


Вот мы и подошли с вами к самому процессу выжигания. Выжигательному аппарату даем нагреться, после чего выжигаем по нарисованному контуру.

После выжигания контура необходимо раскрасить рисунок. Делаем это аккуратно.

Работа практически готова. Осталось лишь при помощи клея и косточек сделать рамку. Убираем нашу с вами работу до полного высыхания.

Таким образом можно выжечь следующее:

  • Различные картины;
  • Логотипы;
  • Различные надписи;
  • Узоры.

И сделать все это можно и реально в домашних условиях. Ведь как такового специального дорогостоящего оборудования данное мастерство не требует.

Пышные цветы

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Прозрачный лак;
  • Кисточка;
  • Выжигательный аппарат;
  • Стирательная резинка;
  • Лист фанеры необходимого размера;
  • Копирка;
  • Наждачная бумага.

Как правильно выполнить выжигание?

Для начала выбираем и определяемся с рисунком. Распечатываем его на листе бумаги. Затем берем лист фанеры необходимого нам размера.


Прежде чем переводить рисунок на основу, необходимо ее выравнять. Как правильно это сделать? Для этого берем наждачную бумагу и зашкуриваем основу.

На подготовленную основу укладываем копирку, а поверх нее лист с рисунком. Чтобы бумага и лист не двигались, предлагаем их закрепить к фанере. Переводим рисунок.

Проверяем, все ли линии пропечатались. Вот какой рисунок получился:

Включаем выжигательный аппарат в розетку и ждем, пока он нагреется. Затем аккуратно по контуру начинаем выжигать рисунок.

После того как контур выжгли, необходимо заполнить фон. Делаем это штрихами, которые располагаются по отношению друг друга параллельно.

Чтобы наша картина смотрела более аккуратной, предлагаем вам оформить рамку из косточек арбуза. Осталось лишь покрыть готовую работу лаком.

Выжигание по дереву в современном виде является сравнительно молодым декоративным искусством, однако его корни лежат в глубокой древности. В далеком прошлом метод выжигания применялся в основном для украшения домашней утвари. Сегодня искусство выжигания превратилось, скорее, в хобби. Таким ремеслом занимаются не только народные мастера, но и дети на уроках труда.

Какой инструмент требуется для выжигания по дереву?

Чтобы качество готовой работы соответствовало высочайшим стандартам, необходим выжигательный аппарат по дереву. Такой инструмент можно приобрести в готовом виде или сделать самостоятельно. Отечественный рынок способен предложить потребителю несколько вариантов выжигательных устройств. Однако для всех модификаций характерно наличие практически одних и тех же составляющих:

  • металлического экрана;
  • выжигательной иглы;
  • иглодержателя;
  • корпуса;
  • силового электропровода.

Питается инструмент для выжигания по дереву чаще всего от стандартной электросети в 220 В через трансформатор. Преимуществом обладают электровыжигательные приборы, в которых стандартный провод заменен кабелем с крупным сечением в пределах от 4 до 6 мм 2 . Подобная модификация позволяет существенно повысить накаливание выжигательной иглы.

Стандартный выжигательный аппарат с насадками содержит прямые иглы, форму которых лучше менять самостоятельно на изогнутую, загибая под углом примерно в 45 о. Для удобства работы плоскость выжигательной иглы стоит обработать при помощи мелкого напильника. Таким образом, можно получить наиболее удобный, универсальный аппарат с иглой, которая позволит выполнять выжигание как кончиком, так и плоскостью.

Основные типы приборов для выжигания по дереву

К первой категории можно отнести устройства с твердыми перьями, ко второй - с проволочными иглами. При этом обоими типами аппаратов происходит посредством их работы от стандартной электросети. В проволочных устройствах имеется функция регулировки температуры накала рабочей поверхности иглы.

Чтобы понять, какой именно выжигательный аппарат по дереву станет наиболее удобным и эффективным в той или иной ситуации, достаточно ознакомиться со спецификой конструкции отдельных вариантов.

Приборы с твердыми перьями ограничивают выбор лишь несколькими доступными моделями, так как из-за постоянной температуры накала их функциональность остается крайне ограниченной. Внимание здесь стоит сосредоточить на мощности, показатели которой должны составлять не менее 20 Ватт, иначе выжигательный аппарат по дереву будет существенно замедлять работу.

Если говорить о выжигателях с проволочными перьями, то их ассортимент куда более широк по сравнению с предыдущей категорией устройств. Поэтому, склоняясь к данному варианту, неподготовленному пользователю лучше посоветоваться со специалистом. Если говорить о наиболее совершенных, современных устройствах, то здесь можно выделить лазер для выжигания по дереву.

В конечном итоге, остановив собственный выбор на конкретной модели, стоит убедиться, что в комплекте имеется достаточное количество насадок. Это позволит значительно разнообразить круг доступных работ.

Достоинства и недостатки выжигательных приборов с твердыми перьями

Возвращаясь к вопросу выбора выжигателей с твердыми перьями, стоит рассмотреть их главные плюсы и очевидные минусы. Если говорить о преимуществах, то такой выжигательный аппарат по дереву может похвастаться демократичной, доступной ценой, особой простотой в использовании, высочайшей прочностью и, соответственно, длительным сроком службы.

Среди недостатков таких устройств стоит выделить:

  • длительный нагрев и остывание;
  • сильное нагревание и возможный перегрев рукоятки;
  • отсутствие возможности для реализации тонких, искусных художественных задумок;
  • недостаточное удобство большинства рукояток;
  • наличие высокой вероятности перегорания при длительном использовании.

Особенности выжигателей с проволочными иглами

Любой выжигательный аппарат профессиональный с проволочными иглами обладает куда более широким рядом преимуществ по сравнению с предыдущей категорией приборов. Применяются такие устройства для наиболее тонкой, художественной работы. Мощности данным аппаратам хватает для обработки самых твердых пород древесины, а на полный нагрев иглы здесь уходит не более нескольких секунд.

К главным недостаткам проволочных устройств можно отнести высокую стоимость, дороговизну ремонта, сложность поиска запасных частей и комплектующих, особенно, если выжигатель самодельный и приобретался через интернет. Более того, проволочные иглы часто перегорают, деформируются и приходят в полную негодность. Поэтому нуждаются в частой замене.

Какие материалы можно назвать оптимальными для выжигания?

В настоящее время, чтобы заниматься выжиганием, совсем необязательно тратить время на самостоятельный поиск материалов и эскизов. Достаточно приобрести готовый набор для выжигания по дереву. Если же необходимо воплотить в жизнь авторскую, уникальную задумку, в качестве основы могут сгодиться деревянные бруски, доски, древесные плиты.

Древесину для работы лучше выбирать хорошо просушенную, которая не станет коробиться и деформироваться после завершения работы. Немаловажным вопросом является подбор подходящей текстуры, оттенка и блеска древесной породы. Оптимальным вариантом для выжигания может стать мелкососудистая древесина, которая не содержит выраженных колец и сучков.

Если подходящих материалов нет под рукой или выжигательный прибор используется для обучения ребенка, то для начала лучше использовать набор для выжигания по дереву, который сегодня запросто можно заказать в интернете.

Подготовка материала

Поверхность заготовки для выжигания необходимо обязательно выровнять и по возможности тщательно отшлифовать наждачной бумагой. Поначалу не стоит прибегать к использованию уж слишком сложных рисунков. Если изображение не соответствует размеру заготовки, его масштаб стоит уменьшить или увеличить.

При отсутствии желания можно не изображать рисунок на заготовке самостоятельно. Достаточно использования копировальной бумаги, что позволит навести основные очертания рисунка, которые позже можно обвести карандашом.

Чтобы не испачкать материал, копировальную бумагу лучше выбирать старую. Только так можно избежать порчи деревянной основы, которая тщательно шлифовалась и готовилась к работе.

Технология выжигания по дереву

В настоящее время существует несколько распространенных технологий выжигания по дереву. Популярностью среди мастеров пользуется силуэтное, контурное и художественное, или живописное, выжигание. Главные отличия в данных технологиях заключаются прежде всего в технике исполнения и типах рисунков.

Контурное выжигание

Данная технология чаще всего используется начинающими, неопытными мастерами. Исполнение здесь можно сравнить с нанесением контурного изображения на лист бумаги. При выполнении контурной работы главное - удерживать кисть руки в максимально свободном положении при наличии хорошо зафиксированной точки опоры.

Все линии должны быть равными по глубине и ширине. Для работы лучше использовать максимально раскаленную иглу, уменьшив напряжение на трансформаторе до предела. Выполняя контурный рисунок на дереве, не стоит излишне усердствовать, с силой вдавливая иглу.

Силуэтное выжигание

Для применения техники силуэтного выжигания подходят тщательно зашлифованные, загнутые иглы, рабочая поверхность которых должна полностью касаться материала. Направлять иглу следует вдоль древесных волокон.

Начинающим мастерам, которые пользуются техникой силуэтного выжигания, рекомендуется использовать умеренно накаленные иглы. Только в таком случае можно добиться максимально гладкой текстуры поверхности при завершении работы.

Силуэтным выжиганием можно обрабатывать достаточно внушительные площади древесины. При этом нанесение гладких штрихов может образовывать не только темные линии. Перемещение раскаленной иглы в быстром темпе дает возможность получать самые различные оттенки, начиная с максимально глубокого коричневого цвета и заканчивая светло-бежевым рисунком.

Художественное выжигание

Технология основывается на профессиональном сочетании обеих вышеуказанных техник. Совершать первые пробы в художественном выжигании лучше с изображений геометрических фигур наиболее простой формы. Такой подход позволит ознакомиться с особенностями формирования эффекта игры света и тени на поверхности древесины.

Занимаясь художественным выжиганием по дереву, нужно помнить о необходимости наведения четких контуров изображаемых фигур. При этом главной задачей технологии художественного выжигания является передача объема в пространстве.

Выжигание по дереву - искусство, которое впервые появилось в конце прошлого века в столице России. Поначалу эту технику использовали для изготовления матрешек. Впоследствии этот способ назвали пирографией.

Немного истории

Первые аппараты, которые были предназначены для выжигания, оказались несовершенными. Они работали на бензине, который накалял платиновую иглу. Для того чтобы поддерживать постоянную температуру, человек, занимающийся выжиганием, должен был постоянно подкачивать бензин при помощи ножной педали. Хоть процесс и оказался трудоемким, пирография с каждым днем становилась все популярнее.

В основном технику использовали для изготовления матрешек, это только спустя много лет рисунки для выжигания по дереву стали более разнообразными и красивыми. Поскольку матрешки становились все популярнее, от трудоемкой пирографии пришлось отказаться, и на ее место пришла роспись. Но про выжигание не забыли, и теперь эту технику использовали для украшения шкатулок, ларцов и других деревянных предметов.

Современный прибор

Выжигание по дереву для начинающих стало очень простой и доступной техникой после того, как был придуман электрический прибор. Теперь его можно было использовать для украшения изделий из кожи, костей, бумаги и из других материалов.

В состав самого простого электовыжигателя входит: понижающий трансформатор, реостат, ручки и сменные нити накаливания, которые еще называют штифтами. Профессионалы рекомендуют реостат заменять лабораторным трансформатором, который дает возможность получать выжиг высокого качества разной тональности.

Выжигание по дереву в домашних условиях подразумевает использование школьного прибора заводского изготовления. Такой электровыжигатель, в основном, используют для контурных и тональных рисунков.

Выжигание по дереву для начинающих

Чтобы с первого раза не разочароваться в своих умениях и пирографии в целом, необходимо знать все тонкости этого вида рукоделия. Для картины нужно взять мягкую древесину лиственных пород, к примеру, осину, липу, тополь или др. Стоит также учитывать тот факт, что некоторые породы древесины могут воспламениться при температуре примерно 150 градусов, другие же выдерживают около 250 градусов. Поэтому лучше выбирать мягкий материал, так процесс обжига будет проходить проще и быстрее.

Если вы хотите выполнить более сложный рисунок, то для этого стоит использовать Кроме этого, нужно учитывать, что для того чтобы сохранить поверхность дерева чистой и аккуратной, можно воспользоваться способом, которым пользуются настоящие мастера. Для начала картинки для выжигания по дереву переводят на После при помощи клея из крахмала или муки наклеивают его на саму древесину. Сам процесс выжигания нужно проводить по папиросной бумаге. Когда картина будет закончена, бумагу осторожно удаляют.

Начинать осваивать технику пирографии нужно с какого-то легкого и незамысловатого рисунка, для которого не нужны сложные штифты. Под этим понятием подразумевают скобки разных размеров, изготовленные из которая может быть в диаметре от 0,3 до 1,5 мм. Для изготовления штифта нужно нарезать проволоку и при помощи плоскогубцев или круглогубцев придать им желаемую форму. Чтобы сделать ее более жесткой, проволоку предварительно нужно отковать молотком. Хотя можно не усложнять задачу и в специализированном магазине купить набор различных штифтов.

Важные аспекты

  1. Выжигание по дереву стоит начинать после того, как штифт будет раскален и из него будет виден небольшой язычок пламени, который не должен сопровождаться дымом. В таком случае вы можете сделать вывод, что бензин качественный, прибор работает отменно и температура для выжигания оптимальная.
  2. Если же пламя угасает, и вы чувствуете запах гари, то, скорее всего, засорилось вентиляционное отверстие.
  3. Когда наконечник штифта накаляется неравномерно, это говорит о том, что бензин, который вы используете, оказался низкого качества или же в спиртовке недостаточный накал.
  4. Если в период работы вам необходимо было сделать большой перерыв и наконечник остыл, не стоит опять нагревать его путем вдувания насыщенного бензиновыми парами воздуха, так как это может привести к засорению.
  5. Очень важно в период выжигания очищать штифт от шлаков, так как он будет плохо работать, остывать, и рисунок в итоге получится плохим и неаккуратным. Очищать его ножом или другим металлическим предметом нельзя, так как этим можно повредить и испортить штифт.

Приемы выжигания

Вы должны понимать, что линии выжигателя стереть, как карандаш, не получится, поэтому в вашей работе не должно быть никаких ошибок и помарок. Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется древесину прикрепить наклонно. Рука, в которой вы будете держать выжигатель, должна обязательно иметь хорошую опору. В таком случае вы сможете проводить ровные линии, и они не будут уходить в сторону. Кроме этого, рекомендуется выполнять весь рисунок за один присест. Если столько времени у вас нет, то хотя бы для начала сделайте а после определенного промежутка времени фон.

Выжигание по дереву: важные правила

Чтобы получить красивый и живой рисунок, рекомендуется пользоваться линиями разной толщины и оттенка. Первый аспект зависит от скорости движения раскаленного штифта, то есть чем быстрее вы двигаете прибором, тем тоньше получится линия, и наоборот. Для регулирования оттенка необходимо контролировать подаваемый воздух и температуру наконечника: чем он больше, тем темнее линия. Чтобы быстро охладить штифт, нужно дотронуться ним до холодной каменной поверхности, к примеру, это может быть мрамор, кирпич или гранит. Прибор для выжигания по дереву нужно использовать подобно карандашу, то есть он должен двигаться легко, без какого-либо подталкивания и торможения.

В начале и конце линии необходимо быть особенно внимательным, так как вы можете испортить рисунок. Под углом штрихи нужно начинать от вершины и не стоит выжигать сразу на полную глубину. Для начала рекомендуется работать долотом и только потом заканчивать все штифтом. Чтобы сделать штрихи, прибор должен располагаться плашмя. Для того чтобы украсить фон, можно использовать штифты с фигурными наконечниками.

  1. Вспомни, что называют отделкой.
  2. Какие подготовительные технологические операции выполняют перед отделкой изделий?
  3. Какие техники отделки изделий тебе известны?

Выжигание – самый древний традиционный способ декорирования изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда человек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде темного обугленного места: точки, пятна или линии. Техникой выжигания в древности украшали детали архитектуры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Рис. 137. Изделия, украшенные выжиганием

Рис. 138. Орнаменты для выжигания: а – геометрические; б – растительные

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отделки используют электровыжигатели). Основными орнаментальными мотивами были разнообразные сочетания преимущественно прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде деревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б). В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах – пирография и пиротипия.

Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир – огонь, графо – писать, рисовать). В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пирографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1, соединительных проводов 2, нагревательного наконечника (пера) 4, закрепленного в пластмассовой ручке 3. Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5. Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, который при прохождении по нему электрического тока накаляется. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных наконечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Рис. 139. Устройство выжигателя

Кроме проволочных выжигателей, при массовом производстве одинаковых изделий широко используют стержневые выжигатели (рис. 141, а). Они имеют набор переменных штампов (стержневых насадок, рис. 141, б), с помощью которых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в).

Рис. 140. Сменные нагревательные наконечники (перья)

Рис. 141. Стержневой выжигатель: а – общий вид; б – стержневые штампы; в – элементы выжженных орнаментов

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структуру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливаются, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщательным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копировальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на подготовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размещают рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использовать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят карандашом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисунка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерокса рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом – с помощью копировальной бумаги – на заготовку. Калька – это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или другое графическое изображение для точного его копирования. Большое количество одинаковых изображений наносят на заготовку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходимо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.

Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение

Рис. 144. Рабочая поза при выжигании

Рис. 145. Держание ручки выжигателя с пером

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для работы, а руки – свободно расположенными на столе. Детали изделия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каждые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше). Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пером держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий – так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво и надежно лежать на столе (рис. 145). Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а). Точки образуются благодаря легким прикосновениям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и расстоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоянии одна от другой, образуются линии, которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б).

Рис. 146. Способы выжигания: а – точками; б – линиями; в – комбинированный

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным. Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глубины. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщенных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные линии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б).

Рис. 147. Контуры выжигания: а – линиями одинаковой толщины; б – линиями разной толщины

При выполнении сложного изображения с большим количеством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними. Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно пользоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизонтальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир – огонь, типос – оттиск, отпечаток). Эта техника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнаментальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148). Используя стержневой выжигатель, выжженное изображение формируют с помощью штампования, то есть рисунок образуется сочетанием выжженных отпечатков одного или разных штампов (рис. 149).

Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Рис. 149. Образование изображения штампованием: а – разными штампами; б – накатками

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого выжигатель со штампом ставят перпендикулярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, можно получить необходимую расцветку рисунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для достижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фанеры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего используют при изготовлении большого количества одинаковых изделий. Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность ускорить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией образуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Рис. 150. Сочетание пиротипии и пирографии

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тщательным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлифка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить граней выступов. Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Рис. 151. Отделка изделий пирографией с раскрашиванием

Рис. 152. Рисунок, выжженный лазером

Рис. 153. Настольный лазерный аппарат

Развитие компьютерных технологий дает возможность использовать для отделки изделий выжиганием современные достижения техники. Самой известной является лазерная технология, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом – лазером (рис. 152). Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заготовками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы небольшим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Лабораторно-практическая работа № 9. Тренировочные упражнения по выжиганию

Оборудование и материалы: подготовленный кусок фанеры, выжигатель, карандаш, линейка, циркуль, шлифовальная шкурка, шлифок, огнеупорная подставка.

Последовательность работы

  1. Разметь и выжги ряд одинаковых точек по прямой линии, по дуге, по кругу.
  2. Разметь и выжги прямые и волнистые линии, круг.
  3. Разметь и выжги круг. Выполни тонировку образованного круга с помощью точек.
  4. Выполни шлифование выжженной поверхности.

Практическая работа № 5. Отделка изделий выжиганием

Оборудование и материалы: заготовка из фанеры, шлифовальная шкурка, шлифок, рисунки для выжигания, копировальная бумага, карандаш, огнеупорная подставка.

Последовательность работы

  1. Выполни шлифование поверхности заготовки с помощью шлифовальной шкурки и шлифка.
  2. По заданию учителя, рисунку, разработанному самостоятельно или по аналогии к нижепредставленным изображениям (рис. 154), нанеси рисунок на поверхность заготовки.
  3. Выполни выжигание рисунка.
  4. Зачисти выжженную поверхность шлифовальной шкуркой.
  5. Проверь качество выполненной работы.

Рис. 154. Рисунки для выжигания

При работе выжигателем необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда:

  1. Включать прибор в электросеть и приступать к работе можно только с разрешения учителя.
  2. Прежде чем начинать выжигание, следует положить под ноги резиновый коврик и подготовить все необходимое для работы.
  3. Нужно следить, чтобы перо выжигателя было нагрето до темно-красного цвета. При необходимости следует отрегулировать температуру прибора с помощью регулятора. Нельзя проверять степень нагревания пера пальцами рук на ощупь.
  4. Не следует низко наклоняться над местом выжигания. Берегите руки и одежду от касания пера!
  5. После 10...15 мин работы прибор необходимо выключать из электросети на 2...3 мин.
  6. Во время работы необходимо периодически проветривать помещение или работать под вентиляционной вытяжкой.
  7. Нельзя оставлять прибор включенным даже во время кратковременных перерывов.
  8. Разогретый наконечник выжигателя или штамп следует класть на огнеупорную подставку.
  9. Необходимо следить за степенью нагревания наконечника прибора и своевременно регулировать его температуру.
  10. После окончания работы выжигатель нужно выключить из электрической сети.

Новые термины

выжигатель, выжигание, комбинированное выжигание, лазер- ное выжигание, пирография, пиротипия.

Основные понятия

  • Выжигание – нанесение раскаленным предметом определенных линий, орнаментов и т. п.
  • Выжигатель – прибор, предназначенный для нанесения на поверхность заготовки из древесных материалов знаков, линий, фигур, орнаментов раскаленным наконечником.
  • Лазер – интенсивный узкий тепловой пучок света.
  • Наконечник (перо) выжигателя – деталь, предназначенная для нанесения рисунка на поверхность заготовки в результате ее нагревания.
  • Обугливание – покрытие поверхности заготовки слоем угля.
  • Регулятор выжигателя – элемент устройства, предназначенный для регулирования температуры нагревания пера.

Закрепление материала

  1. Какие виды отделки ты знаешь?
  2. Заготовки из каких пород древесины лучше использовать для выжигания? Объясни почему.
  3. Как регулируется степень накала пера выжигателя?
  4. Какие правила безопасности следует соблюдать при выжигании?
  5. Какие способы перенесения рисунка на заготовку тебе известны?
  6. Почему детали из древесины и фанеры зачищают шлифовальной шкуркой вдоль волокон?

Тестовые задания

1. Как правильно отшлифовать детали из древесины?

    А вдоль волокон
    Б поперек волокон
    В под углом 45°

2. Какими инструментами выполняют петриковскую роспись?

    А карандашами
    Б шариковыми ручками
    В кистями
    Г выжигателем

3. «Зернышко» – это

    А зерно пшеницы
    Б зерно кукурузы
    В элемент петриковской росписи
    Г выжженный элемент орнамента

4. Пирография – это

    А комбинированное выжигание
    Б выжигание линиями
    В выжигание штампами
    Г выжигание точками

5. Степень накала пера выжигателя регулируется

    А породой древесины
    Б соединительными проводами
    В ручкой регулятора
    Г пластмассовой ручкой пера

6. Пиротипия – это

    А выжигание точками
    Б выжигание черточками
    В выжигание линиями
    Г комбинированное выжигание
    Д выжигание штампом

Любовь к выжиганию, похоже, поселилась в моем сердце крепко и надолго. Это хобби не является чрезмерно затратным. По большому счету, нужен выжигатель, несколько подручных материалов и приспособлений, ну и собственно доска или фанера. С помощью интересного узора можно украсить декоративные вазы, блюда, настенные украшения. Но сейчас поговорим немного о выжигателях, что это такое и с чем его едят.

Виды выжигателей

Выжигаетль представляет собой подключенную к понижающему трансформатору ручку с рабочей иглой. Вообще они бывают разных конструкций. Раритетными являются бензиновые и газовые модели. Сейчас таким уже никто не пользуется. Им на смену пришли электрические выжигатели . В России производится две модели Узор и Вязь . Они хорошо подойдут новичкам, так как позволяют регулировать температуру, а нихромовые наконечники быстро остывают и нагреваются. Так что даже ребенок может ими воспользоваться.

Есть в продаже универсальный прибор STAYER 3-в-1 . Он предназначен для пайки, выжигания и резки. Этот прибор больше подойдет тем, кто уже имеет определенный опыт работы с выжигателем, так как толщина и цвет линии будет зависеть от времени и силы нажатия, а это требует твердой руки и точного глазомера. Он исключительно удобен при выжигании орнаментов фигурными насадками, что позволяет обрабатывать больше площади.

При большом желании можно приобрести заграничные модели, которые на самом деле классные. Единственным недостатком является цена. Примером может служить двухпортовая модель . Она позволяет мгновенно переключаться между рукоятками с разными жалами.

В свое время натолкнулась на ветку форума об обработке дерева, где народные умельцы сами делали очень пристойные аппараты для выжигания, позволяющие менять насадки и регулировать все, что только можно.

Виды работ выжигания

Разные виды работы можно делать с аппаратами для выжигания. Можно выжечь рисунок и внутри раскрасить акварельными, масляными, акриловыми красками или покрыть лаком. Фон заполняют точкой, круглой или овальной, с просветом или без, штрихом или линией. Мне же нравится работать в технике светотени. Видела (в тайне мечтаю сама попробовать) даже выжженные портреты, смотрится очень эффектно.

Мастера выжигают не только по дереву, но еще и кости, и даже ткани. Последняя техника называется гильошированием и как я поняла, сводиться к перфорации ткани. В ней выполняют изящнейшие салфетки, скатерти, кружева и все, на что хватит фантазии.

Выжигать можно на любом типе дерева, но практика показывает, что липа очень легка в обработке, с ней приятно и быстро работать, а работа смотрится очень эффектно на светлом фоне.