Психологические игры «Воздушный шар», «Молва» (1 группа-семья). Психологический тренинг для педагогов и родителей «Компетентность родителей и педагогов в вопросах общения Тест выкинуть из воздушного шара собака

Правила ведения дискуссии:
  • Соблюдайте очередность, не перебивайте говорящего.
  • Воздержитесь от критики.
  • Контролируйте эмоции, не переходите на личности.
  • Четко аргументируйте свои утверждения.
  • Сохраняйте доброжелательную, открытую атмосферу в группе.
  • Фиксируйте каждый момент, по которому удалось договориться.

Инструкция участникам

Тренер выдает каждому участнику тренинга индивидуальную карточку и просит всех до его специального сигнала не смотреть на нее. На карточке перечислен ряд предметов:
Я Группа
1 Компас
2 Фляга со спиртом (5 л)
3 Плащ-палатка (1 шт.)
4 Упаковка шоколада
5 Боеприпасы
6 Собака
7 Рюкзак с сухим пайком (1 шт.)
8 Аптечка
9 Зеркало
10 Прибор ночного видения
11 Оружие
12 Вода (10 л.)
13 Библия
14 Рыболовная снасть
15 Сундук с вещами из дома
16 Коробка сигарет

Далее тренер дает вводную инструкцию: «Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Шар получил повреждение и стал падать. Впереди вы видите необитаемый остров. Вам надо долететь до него и выжить. Неизвестно, придет ли когда-нибудь помощь и сколько вам придется прожить на этом острове. Единственный способ – выбрасывать из воздушного шара вещи, чтобы долететь. Вы не можете знать, сколько вам придется выбросить, чтобы долететь, возможно, все, возможно, будет достаточно 2-3 вещей. Сейчас вы перевернете свои карточки и увидите то, что взяла ваша команда с собой. Ваша задача – отметить в этом списке очередность вещей, как вы их будете выбрасывать (1 – то, что вы выбросите первым, 2 – вторым и т.д.).

Тренер определяет время для индивидуальной работы (5-10 минут обычно хватает для любой группы). В случае если участники тренинга начинают переговариваться друг с другом, тренер пресекает переговоры и запрещает обсуждать список вещей. Тренер контролирует, что все участники заполнили свои индивидуальные списки, просит участников дождаться остальных, если кто-то задерживается, и запрещает переговариваться друг с другом.

Когда все участники проделали индивидуальную работу, тренер объявляет начало групповой дискуссии: «А сейчас вам надо будет договориться между собой, в каком порядке вы будете выбрасывать вещи. Ведь вы же все летите на одном шаре, и ваша задача долететь и выжить. После того, как вы будете готовы, вы должны будете объявить мне порядок, в котором вы будете выбрасывать вещи».

Тренер хранит полное молчание во время групповой дискуссии и не вмешивается в нее. Во время групповой дискуссии тренер фиксирует все свои наблюдения за участниками, записывает их фразы, фиксирует ход дискуссии, чтобы иметь материал для дальнейшего анализа.

После того, как группа договорилась о порядке очередности, тренер выслушивает и фиксирует этот порядок. Затем тренер организует обсуждение этой игры и подводит группу к намеченным выводам и целям, ради которых она проводилась.

Необходимые материалы

  • Бланк с перечнем предметов.
  • Видеокамера.

Вопросы для обсуждения

  • Что помешало вам договориться быстрее?
  • У кого были стратегии поведения, отличающиеся от общего мнения?
  • О каких вещах спор был особенно острым?

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

Это групповая (командная) игра, способствующая проявлению групповой сплоченности, лидерства, способности лидера поддерживать эффективность работы его команды. Студенты учатся распределять роли и функциональные обязанности внутри своей группы, вырабатывать групповые нормы, стремиться к групповому единомыслию. В игре происходит формирование осознания важности групповой сплоченности, умения эффективно преодолевать спорные и конфликтные ситуации. На примере данной игры можно проследить стадии становления команды.

Порядок проведения игры

В данную игру можно играть без разбивки на команды, но если количество игроков больше 20, следует разделиться на команды. Разбивка обычно произвольная, но можно формировать группы по определенным признакам: группа «Мудрецов», «Гуманистов», «Трудяг-работяг», «Диких варваров» и т.д.

Возможен вариант, когда лидеры выбираются отдельно среди юношей и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг них. Затем оба лидера формируют свои команды.

Введение в игровую ситуацию

Ведущий произносит: «Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и раненый орел медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?

Все открыли глаза - и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер - во вторую, пятнадцатым номером - то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. В корзине должны остаться вещи, общий вес которых составляет не более 100 кг. На всю работу у вас 10 минут».

Список вещей, находящихся в корзине шара:

  • 1) миски, кружки, ложки (9 кг);
  • 2) ракетница с сигнальными ракетами (6 кг);
  • 3) географические карты и компас (2 кг);
  • 4) консервы мясные (20 кг);
  • 5) топоры, ножи, лопаты (12 кг);
  • 6) канистра с питьевой водой (20 л);
  • 7) бинты, вата, перекись водорода, зеленка (7 кг);
  • 8) винтовка с запасом патронов (30 кг);
  • 9) шоколад (10 кг);
  • 10) золото, бриллианты (25 кг);
  • 11) большая собака (55 кг);
  • 12) рыболовные снасти (1 кг);
  • 13) туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь (3 кг);
  • 14) соль, сахар, набор витаминов (9 кг);
  • 15) медицинский спирт (10 л).

После того как каждый сделал свой выбор, дается следующее задание для всей команды.

Ведущий: «Вам грозит смерть, единственная надежда - долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего - упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь или сразу все, - погибнете. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет «против», решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 15-20 мин. Закончив работу, подведите итоги, в частности выясните, чье индивидуальное решение оказалось ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других».

Командная работа в течение 20 минут.

Те группы, что приняли решение за меньшее количество минут, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список и список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности, т.е. если по п. 1 (кружки и др.) у Васи 3-й ранг (он решает выкидывать это третьим по очереди), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна 2; если бы у Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы на

2-м, разница была бы 3. Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе.

Если группа не сумела справиться с заданием досрочно, определение победителей можно пропустить, но этот момент очень интересен для игроков. Если есть возможность, стоит обсудить с группой, что, на их взгляд, важнее - умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы?

На самом деле важно обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. Какова общая стратегия, кто какой вклад внес, кто спасал группу, а кто наоборот? На это обязательно надо отвести 10 минут. Если же этот момент пропустить, то для студентов все происшедшее окажется только увлекательной игрой в приключение, но не уроком жизни.

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

  • научить принимать коллективные решения в условиях неопределенности;
  • выработать навыки эффективного взаимодействия;
  • обучить сотрудничеству.

Процедуры:

  • принятие индивидуальных решений;
  • выработка коллективного решения в группах;
  • дискуссия;
  • анализ результатов и подведение итогов.

Время. 1 учебный час.

Информация для участников игры. «Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном. До ближайшего участка земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, довольно большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы, в конце концов, приземлиться живыми на землю.

В гондоле остались следующие предметы:

1) канат – 50 м;

2) аптечка с медикаментами – 5 кг;

3) компас гидравлический – 6 кг;

4) консервы мясные и рыбные – 20 кг;

5) секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) – 5 кг;

6) винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг; 7) конфеты разные – 20 кг;

8) спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа);

9) ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг;

10) палатка 10-местная – 20 кг;

11) баллон с кислородом – 50 кг;

12) комплект географических карт – 25 кг;

13) канистра с питьевой водой – 20 л;

14) транзисторный приемник – 3 кг;

15) лодка резиновая надувная – 25 кг.

Ваша задача – принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем создаются команды по 5-7 человек (зависит от количества участников игры) и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение».

Правила игры:

  • Нельзя принимать решение путем голосования.
  • Нельзя высчитывать проценты: кто «за» и кто «против».
  • Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).
  • Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений – компромисс.
  • Высказывать свое мнение может любой член экипажа.
  • Количество высказываний одного человека не ограничивается.
  • Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.
  • Если хоть один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.
  • Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
  • При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не половина).
  • Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.
  • В случае если договориться не удастся – экипаж «погибнет».

Порядок проведения игры. После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

Дебрифинг. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики.

Что способствовало успеху:

  • уровень компетентности участников игры;
  • конструктивность взаимодействия;
  • культура полемики;
  • общность целей (индивидуальных и групповых);
  • эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество);
  • четкая организация обсуждения;
  • умение слушать партнеров;
  • желание победить.

Что препятствовало эффективной работе команды:

  • слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации;
  • неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам);
  • превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми;
  • слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового;
  • низкая культура спора, слабое владение вербализацией;
  • неразвитая эмоциональная культура.

Для завершения игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

Разбивка на команды идет по следующим признакам: 1-кто в группе самый Глубокий - Мудрый? 2-кто самый Добрый - Сердечный - Сострадательный?, 3 ---самый Трудяга - Работяга?, 4---самый Дикий Варвар? (выбрать этих лидеров)

Образуется 4 КОМАНДЫ: МУДРЕЦЫ - ТРУДЯ ГИ - ГУМАНИСТЫ - ВАРВАРЫ.

Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта тачка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из вашего поля зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипенье. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет на удачу – и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей – и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие - то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а, сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего неизвестно: сейчас там тепло, но какова зима?

Все открыли глаза – и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут выкидывать вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решите выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, 17 – то, что будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу дается 10 минут. После того, как свой выбор сделал каждый, дается задание для всей команды:

«Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь, -- погибнете. Выкинуть сразу все равносильно гибели. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом вы теряете время: можете погибнуть, у вас 20 - 30 минут. Раньше решили - больше вещей у вас останется. Закончив работу, подведите итоги, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других». Командная работа идет в течение 30 минут.

Если в группах идет препирательство, то необходимо вмешаться: "все закрыли глаза. Время остановилось. Вы наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, легко перевернуться в корзине, а большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А корзине идут разговоры, и чем дольше они идут, тем ниже падает корзина. Интересно, смогут ли выжить эти люди? И от кого зависит? Время включается снова. Работаем

Те группы, что выработали решение раньше, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список, и есть список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности. Если по пункту 1 у кого-то ранжир 3, а группа поставила это на 5 место, то по этому пункту разница равна 2 .Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение одного оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе. Можно обсудить с группой: что на их взгляд важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы Важно обсудить вклад каждого в обсуждение: кто из нас спасал и наоборот (с кем бы ты не полетел).

Список вещей

1. Миски, кружки, ложки………………………….9 кг

2. Ракетница с сигнальными ракетами…………..6 кг

3. Географические карты и компас.....................2 кг

4. Консервы мясные...........................................20 кг

5. 5.Топоры, ножи, лопаты...............................12 кг

6. Канистра с питьевой водой...........................20 л

7. Вата, бинты, перекись водорода, зеленка......7 кг

8. Винтовка с запасом патронов.......................30кг

9. Шоколад.......................................................10 кг

10. Золото, бриллианты......................................25 кг

11. Большая собака.............................................55 кг

12. Рыболовные снасти........................................1 кг

13. Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь...3 кг

14. Соль, сахар, набор витаминов........................9 кг

15. Медицинский спирт.......................................10 л