Показал себя ангелом 1 тимофея 3 16. Библия онлайн. Был ли павел освобожден из римской тюрьмы

3:1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
Словом "епископ" обозначается служитель, которому доверено общее руководство церковью (ст. 5; Флп. 1,1). Это слово употребляется наравне со словами "пресвитер", "блюститель" (Деян. 20,17.28; Тит. 1,5-7) (Женевская)
В Ветхозаветные времена руководителя поместных религиозных общин называли также словом «старейшина» (Лк.22:52, например).

Апостол Павел, желая укрепить авторитет мужчин собрания, готовых взять на себя ответственность по организации деятельности собрания, показывает, что стремление стать руководителем и организатором в собрании – явление правильное, одобряемое Богом. Оно и понятно: хаотическое служение и разобщённость в делах не могли бы способствовать исполнению намерения Бога о всемирной проповеднической деятельности. Благовествование нужно было организовывать повсеместно. К тому же, кто-то должен был бы взять на себя ответственность помогать собранию духовно возрастать в вере и познании истины, помогать решать проблемы разного рода, возникающие у соверующих - на основании Божьих принципов.

Тимофей должен был знать следующее: роль старшего мужчины в собрании (старейшины) сводилась к тому, чтобы способствовать духовному росту собрания в целом и каждого соверующего - в отдельности, а также - побуждать собрание исполнять волю Бога в отношении благовествования. Такие братья, которые не боялись брать на себя эту ответственность, заслуживали похвалы от Бога и соверующих.

Однако одного лишь желания быть старейшиной - было мало.
К руководителю собрания предъявлялись некоторые требования: именно об этом Павел сообщил в следующих текстах своего послания. Если христианин соответствовал этим требованиям, то не было причин отказать ему в его желании стать старейшиной собрания.

3:2 Но епископ должен быть непорочен ,
Портрет кандидата в старейшины начинается с определения самого трудного качества: с непорочности.
Здесь не имеется ввиду «безгрешен», ибо в этом мире нет ни одного безгрешного человека, который бы не грешил хотя бы иногда в мыслях, чувствах, делах или поведении (1Иоан 1:8). Здесь речь идёт о внутренней порядочности христианина. Как определить его наличие в кандидате?
Только по репутации этого человека.

А кто из людей мог бы засвидетельствовать это качество у брата, желающего стать руководителем собрания? Те, кто знали его на протяжении длительного времени. Далее апостол Павел показывает Тимофею, как узнать, порочен или непорочен кандидат в старейшины: он приводит качества непорочного христианина:

одной жены муж, этот брат на момент выдвижения своей кандидатуры должен был иметь одну жену, не замечен в спонтанных интимных связях или многожёнстве (что было весьма распространено в Ефесе, как и по всей Малой Азии). То есть, позиция христианства в отношении брака однозначно показывает нравственный эталон, к которому надо стремиться: один муж - одна жена. И многожёнцы должны были бы приводить свою жизнь в соответствие этому эталону.
Однако некоторые исследователи этого вопроса считают, что Павел запрещал занимать пост епископа разведенным и вступившим в повторный брак, например, мнение учёных Даллаской духовной семинарии :
***
Объяснение этому взгляду находим в том, что в первом веке повторная женитьба рассматривалась как знак угождения своим желаниям и слабостям. Хотя апостол Павел и чтил брачные узы, тем не менее, он высоко превозносил духовные преимущества безбрачия (1-Кор. 7:37-38), поощряя соблюдение его в случае потери супруга или супруги (1-Тим. 5:3-14).
Таким образом безбрачие он рассматривал как достойное свидетельство о способности человека обуздывать свои чувства и потребности; столь же строгого принципа держался апостол и при определении "истинных вдовиц" (5:9).

***
В связи с этим рассмотрим, влияет ли второй брак или развод на возможность стать старейшиной. Если брат развёлся не по вине прелюбодеяния (не имея законного разрешения от Бога на повторный брак, Мтф.19 :9) и вступил во второй брак до того , как ему стать христианином, а первая жена остаётся одинокой (не вышла замуж, не имела сожителей) - то пред Богом он хотя и оправдан кровью Христовой за незаконный второй брак (1Кор.6: 10,11), но всё равно остаётся с первой женой в союзе одной плоти (Мтф.19 :5,6). Поэтому, пред Богом он является мужем двух жён (хотя в государстве зарегистрирован с одной) - и не пригоден для служения старейшиной.
Но если его первая жена вышла замуж, то этим она разорвала союз одной плоти с этим братом, - и с этого момента он является мужем одной жены .

То же - с многожёнцами: если многожёнец остался с одной женой (с первой), а остальные - остаются одинокими, то он не может служить старейшиной до тех пор, пока все его остальные жёны не выйдут замуж или не найдут сожителей. Только после этого он станет мужем одной жены.

Конечно же, при наличии не разведённых братьев - преимущество получают не разведённые: количество браков не столько мешает служить старейшиной (если все они законные - после смерти или вины прелюбодеяния спутника), - сколько оно говорит о неспособности мужчины строить, сохранять и созидать семью: если разведён, значит, не способен оказался сохранить семью и организовать её так, чтобы она стала крепкой. Сможет ли такой сделать крепким собрание? Большой вопрос. Поэтому к разведённым братьям настороженное отношение.

Возможно ли неженатому брату стать старейшиной собрания? Возможно, например, таким братьям, как апостол Павел: он обладал даром безбрачия свыше, был помазан святым духом и смог приобрести ум Христов, что гарантировало ему умение успешно руководить собранием - по примеру главы собрания, Иисуса Христа - не имея опыта главы семьи (1Кор.2:16).

Во всех остальных случаях преимущество отдаётся женатым братьям. Почему? Как показывают дальнейшие тексты (4) - семейному человеку, имеющему опыт умелого руководства в христианской семье - гораздо проще руководить и всем собранием, бОльшей семьёй христиан. Достойный глава своей семьи способен переложить свой семейный опыт успешного главенства - и на других. Неженатый и неопытный в вопросах управления семьёй - имеет меньше шансов успешно руководить собранием (если, конечно, он не подобен Павлу).

трезв ,  nhfale/ov, nhfa/liov
Это слово имеет несколько значений: трезвый, непьющий; переносный смысл: здравый, рассудительный, бодрствующий, сдержанный, умеренный.
И все они подходят к описанию человека, внутренне порядочного, непорочного. Слово «непьющий» не следует рассматривать как абсолютный трезвенник, ибо самому Тимофею, старейшине над многими собраниями, Павел советовал ради поддержания слабого здоровья употреблять немного вина (1Тим.5:23). Скорее, здесь речь идёт об отсутствии пристрастия к выпивке, к алкоголю и - стремлении в любой ситуации сохранять здравомыслие.

целомудрен ,
 sw/frwn
Это слово также имеет несколько значений: благоразумный, сдержанный, здравый, целомудренный, рассудительный.
Другими словами, старейшина обязан сохранять мудрость, приобретённую от Бога благодаря познанию истины - «целой», неповреждённой, не подверженной влиянию эмоциям или чувствам. В любых ситуациях он должен опираться на Божьи принципы и решать всё, с чем ему придётся столкнуться - на их основании. Кто обладает целомудрием, тот способен сохранить верность Богу до конца.

благочинен ,  ko/smiov
Это слово имеет несколько значений: скромный, умеренный, приличный, порядочный. Если брать русский вариант образования этого слова, то оно звучит так: «чинит (делает) благо». Благочинный старейшина способен созидать духовность всего собрания в целом и каждого соверующего - в отдельности.

честен , не уличён во лжи, говорящий правду и поступающий по правде

страннолюбив , гостеприимный, радушный, доброжелательный

учителен , обладающий способностью наставлять в слове Божьем так умело, чтобы слушающий правильно понимал слово наставления. Близко к этому значению употребляется также и слово пророчествующий: способный назидать собрание, понятно истолковывать истину Божью доступным для слушателя языком (1Кор.14:3,4,12)

3:3 не пьяница, не бийца, кандидат в старейшины не должен быть пристрастен к вину и буянить, проявляя агрессию или драчливость в состоянии аффекта. Порядочный старейшина и до состояния аффекта не должен себя доводить, не то, что хулиганить в таком состоянии.

не сварлив , он также не должен своими действиями или словами провоцировать или поощрять раздор в собрании

не корыстолюбив , он должен быть бескорыстным и искренним, не воспринимать служение как возможность обогатиться от него (1Тим.6:5)

но тих, миролюбив, он должен быть миролюбивым, спокойным, не раздражительным, не склонным к повышению голоса и переходу на крик: выражение «тихий» может означать человека с большим самообладанием.

не сребролюбив,
кандидат в старейшины должен уравновешенно относиться к материальному благополучию: желающий обогащаться и иметь больше того, чем обладает на момент призыва к служению, и действующий целенаправленно в сторону обогащения - в принципе не подходит в качестве кандидатуры для старейшины (1Тим.6:6-9).

3:4 хорошо управляющий домом своим, если христианин смог стать для своей семьи достойным главой маленького христианского собрания, послушного главе и живущего по принципам Бога, то у такого брата больше шансов стать достойным главой - и большого христианского собрания.
В хорошее управление домом своим входит, прежде всего, мудрое руководство всеми членами семьи - женой и детьми - в духовном отношении.

детей содержащий в послушании со всякою честностью;
дети, уважающие своего отца и послушные ему, являются основным показателем способности главы семьи хорошо управлять домашними своими: мудрый христианин способен сам воспитывать своих детей в Господе и руководить женой так, чтобы и она способствовала духовному росту детей. Послушные дети, ходящие в Господе - это плод совместных усилий в воспитании детей.

со всякою честностью  semno/thv
Это слово означает уважение, почет, достоинство, серьезность . Отец должен воспитывать детей так, чтобы не ронять их достоинство, уважать их право на свою точку зрения и поощрять высказывать её. Но в то же время, отец обязан научиться применять в воспитании убеждение и строгость, чтобы с их помощью побуждать детей принимать правильные решения, приходить к правильным выводам и делать правильный выбор. Только при таком воспитании дети могут вырастать в наставлении Господнем и укореняться в истине Божьей.

3:5
Если глава семьи не способен организовать свою жену и детей для того, чтобы они вели праведный образ жизни и на первое место в своей жизни ставили стремление исполнять волю Бога, то стать духовным наставником и воспитателем в вере большого собрания христиан - ему будет трудно.

3:6 Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
Любым новичкам в любом деле свойственно особое рвение, и это похвально: благодаря рвению в освоении нового дела, новичок способен на многое. Есть только один вид деятельности, который не приносит новичкам пользы: обладание властью.
Для руководства собранием новичок в христианстве - кандидатура неподходящая: стремительное продвижение по «службе» и обретение некоторых полномочий может вскружить неопытному христианину голову, сформировать в нём неумеренное самомнение, высокомерие и довольство собою. В результате - он рискует попасть под влияние дьявола, поощряющего развивать и укоренять в себе эти негативные качества, всегда расцветающие на ниве власти у неопытных руководителей.
К тому же брат, сам не имеющий опыта христианского пути - не сможет поставить твёрдо на этот путь и растущее собрание.

Павел не указал временной интервал служения братьев, которых можно было бы перевести из категории новичков - в категорию зрелых. Духовный возраст, к сожалению, не измеряется временем служения: иные молодые в собрании христиане способны поступать мудро, а иные братья с многолетним стажем могут быть носимыми ветром, подобно морской волне (Иак.1:6). Поэтому Тимофей должен был научить собрания основным принципам, по которым можно было бы ориентировочно определять пригодность братьев для служения старейшинами.

3:7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних,
Поведение христианина с внешними (с представителями мира не верующих в истинного Бога), когда он находится вне собрания - наиболее показательно: в собрании каждый старается учиться вести себя праведно и развивать христианские качества – отчасти потому, что в обществе собрания это легче делать, а отчасти - потому, что плохим поведением можно лишить себя общения с соверующими, что ценно для христианина. А с внешними, мнением которых можно не дорожить - некоторые не совсем окрепшие в вере христиане иногда могут себе позволить и свободное обращение, не заботясь о соблюдении Библейских принципов.

Хорошая репутация соверующего от внешних - это показатель духовной зрелости христианина: христианин осознающий в полной мере, что за ним наблюдает Бог всегда и всюду – никогда не позволит себе разделяться поведением и делами в зависимости от того, на территории собрания он находится или за его пределами.

чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
Если старейшина собрания станет объектом нарекания, он доставит радость сатане: если на глазах у "мира" старейшина попадает в его ловушку, то ставится под сомнение дело Божие, и пятно порока ложится на весь Божий народ. Поэтому руководителям собраний очень важно вести себя с внешними так, чтобы не дать повода злословить дело Божие и Бога - ищущим повод. Те братья, кто имеет плохую репутацию от нескольких внешних (замечены в делах беззаконных, а не просто не нравятся как Божьи служители) - не могут быть допущены на служение старейшинами.

Следует понимать, что все принципы и критерии «отбора» кандидатур на служение старейшины, изложенные Павлом в текстах 3:1-7, могли быть защитной гарантией лишь в какой-то мере, но не во всей полноте, естественно:
ясно, что при таком подходе в старейшины могли попасть и те, кто позже, по отшествии апостолов, мог бы преобразиться и в «волков в овечьей шкуре» (Деян.20:29,30). А Диотреф, например, - и при жизни апостолов умудрялся творить бесчинства, изгоняя из собрания тех, кто желал гостеприимно встретить христиан из язычников (2Иоан.8-10)

Дальнейшие указания Павла Тимофею даны в отношении диаконов, первейших помощников епископов (старейшин).

3:8 Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
К диаконам, по сути, выдвигались те же самые требования. Слово
 dia/konov , которым переведёно слово «диакон», обозначает слуга, служитель ; некоторые переводят его как смиренный слуга .
Помощники в собрании должны тоже быть достойными и порядочными людьми во всём, перечисленном для старейшин – несмотря на то, что их функции в собрании - немного иные: диаконы не руководили собранием, а помогали старейшине успешно справляться с делами и проблемами собрания; они должны были быть хорошими и надёжными исполнителями, ведомыми, а не ведущими.

Смирение и честность диаконов помогает им в служении Богу - сотрудничать со старейшинами без раздоров. Диаконы - тоже были на виду у всего собрания и мира, поэтому хорошая репутация служила и для диаконов хорошей защитой в благовествовании.

не двоязычны
- не лицемерны

Мысли из комментариев учёных Даллаской духовной семинарии:
В Деян. 6:1-6 показан своего рода "прообраз" того, что позднее определило характер служения диакона в церкви. Диаконы обязаны были выполнять некоторые менее значительные задачи, связанные с церковной жизнью, включая бытовые, чтобы дать возможность епископам (старейшинам) заниматься делами более важными («пещись о слове», о духовности)

3:9 хранящие таинство веры в чистой совести.
Диаконы должны были хорошо ориентироваться в духовном учении, служившему опорой в христианстве. Они должны были разуметь, какие намерения имеют Бог и Христос Его в отношении спасения человечества: те тайны, которые Бог открывал христианам, диаконы, как и старейшины, обязаны были сохранять в неизменном виде, служа Господу с чистой совестью. В поведении диаконов ничто не должно было противоречить их вере: всё, что они исповедовали благовествованием, должно было соответствовать их повседневному образу жизни.

3:10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения.
Как и старейшина, диакон должен был быть проверен на «прочность» в вере и надёжность в доверии - прежде, чем ему приступить к служению диаконом (см.3:6). Какое-то время кандидату в дьяконы нужно было проходить испытательный срок для определения его духовности. Все требования к старейшине, выдвигаемые с 1 по 7 тексты данной главы, помогали собрать достаточную информацию о претенденте на диаконовское служение и выяснить, насколько он порядочен и высокодуховен. Если его репутация была безупречной как от внутренних (соверующих), так и от внешних (мирских), если он не был замечен ни в каком порочном деянии с тех пор, как стал христианином, то такого верующего могли назначить на служение диаконом.

Кто должен был заниматься «проверкой» соверующего по вопросу пригодности или непригодности брата в качестве диакона? Кто утверждал кандидатуру в диаконы?
Павел не указывает здесь конкретно, кто именно должен был нести ответственность за подобные назначения. Однако, поскольку он даёт эти наставления Тимофею, уполномоченному назначать в собраниях старейшин (Титу1:5), можно прийти к заключению, что в подборе и утверждении кандидатур диаконов могли принимать участие либо несколько местных старейшин по совместному решению, либо такие служители, как Павел с Тимофеем.

Напомним: Павел с Тимофеем были больше, чем старейшины собраний. Они координировали деятельность нескольких собраний, а их наставления должны были принимать все старейшины собраний, поставленные ими на служение.
Одним словом, если выражаться современным языком, Апостол Павел и его сотрудник в Господе Тимофей были своего рода «директорами заводов» (пасторами), а старейшины собраний - «начальниками цехов». В назначении диаконами скорее всего, принималось совместное решение.

3:11,12 Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены
(см.3:2), хорошо управляющий детьми и домом своим.
По жене и по всей семье, включая детей, кандидата в диаконы можно было судить о духовности кандидата так же, как и в случае с назначением в старейшины. Для диаконов также действовал и действует до сих пор принцип из 1Тим 3:4,5:
ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (см. разбор выше)
Если диакон не в состоянии созидать духовность своей семьи, то диакон церкви из него выйдет плохой.

3:13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Павел предупреждает о том, что если уж становиться старейшиной или диаконом, то имеет смысл служить собранию в этих назначениях хорошо и правильно, без нареканий со стороны Бога и Христа Его. Ибо только в этом случае они удостоятся вышей похвалы Бога, гарантирующей достижение ими спасения и жизни вечной (высшую степень и великое дерзновение в вере )
Плохо и недобросовестно служить в этих назначениях - не имеет смысла.

3:14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,
Павел оставлял Тимофея в Ефесе в качестве пастора, наставника в слове и разъяснении Божьих требований собраниям - на время своего отсутствия. Поэтому написал ему своего рода «памятку», по которой Тимофей имел возможность точнее ориентироваться в Божьих принципах и укрепляться в желании нести ответственность за каждое своё наставление и решение, принятое для того или иного собрания.

3:15
чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
Тимофей был молод и нуждался в помощи зрелого пастора: на случай, если бы не было возможности самому Павлу личным своим присутствием помогать и направлять действия Тимофея, апостол оставил для него наиболее важные наставления с учётом личного опыта в решении возникающих проблем, характерных для всех собраний. С этой «памяткой» Тимофей имел возможность чувствовать себя гораздо увереннее в принятии решений, касающихся избрания и назначения старейшин или диаконов собраний.
Павел беспокоится о том, чтобы в новом Доме Бога (в христианских собраниях) вся совместная деятельность зрелых соверующих способствовала назиданию в вере и утверждению новообращённых в истине.

Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины собрание истинных христиан должно было быть основанием или фундаментом, на котором бы воздвигалась истина Бога, «возвышающаяся» для всего мира: именно христианские собрания должны отвечать за распространение правильных духовных учений по всему миру.

3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
К истине Бога относится одна из самых восхитительных и великих тайн, открытых Богом своим служителям:

Бог явился во плоти
Вседержитель, Бог и Отец Иисуса Христа (Иоан 20:17), представил себя миру через явление на Земле Иисуса Христа, сына Своего, (Иоан1:18), послав его в мир во плоти человеческой (Иоан1:1,14)

оправдал Себя в Духе

оправдан праведным в духе, Заокский;

был явлен evn в sarki , плоти evdikaiw ,qh был признан правым evn в pneu ,mati Духе Интерлинеарный греческо-русский НЗ.

Иисус Христос, явивший собою Всевышнего Бога на Земле и сохранив Ему верность даже пред лицом смерти, достиг, тем самым, духовного совершенства (Евр.5:8,9). Чрез духовное совершенство сына - оправдан и Отец (Бог через Христа оправдал Себя в духе ): Иисус доказал собою, что истинные дети Бога даже в человеческом теле способны отражать духовное совершенство и непорочность своего небесного Отца.
(в отличие от первого Адама, оказавшегося порочным в духе, что отразилось и на репутации самого Бога, создавшего его на глазах у всего остального своего творения, Быт.1:26; Иов 38:4-7)

показал Себя Ангелам, таким образом, Иисус Христос, явивший Бога на Земле, представил себя - и взору ангелов, наблюдавшим за ним с небес (Евр.1:6, Лк2:10,11). До того, как Иисус пришёл на Землю, ангелы видели его в виде духа. А в виде человека, идущего на жертвенную смерть ради любви к Богу и людям - не видели. Иисус же, став человеком, показал им, что сын Бога и во плоти может остаться верным Ему, даже перед лицом смерти он способен хранить преданность Всевышнему. Так, через Иисуса Христа, ангелы увидели славу Бога в качестве Творца духовного совершенства, которым обладают и Его плотские дети, несмотря на то, что тела их не так прочны, как тела духов: их можно умертвить.

проповедан в народах, благодаря Иисусу, о Всевышнем, как об Отце Иисуса, пославшего в мир спасителя человечества, проповедано в народах (Деян.1:8; 1Тим.4:10; 1Иоан4:9)

принят верою в мире, через Иисуса, которого приняли многие (благодаря чему, и язычники стали народом Всевышнего) - многие узнали и о Его Отце.

вознесся во славе.
Иисус Христос, исполнив свою миссию на Земле по явлению Бога миру - вознёсся на небеса после воскресения. Или, как сообщает Римл.1:3,4: открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых .
Так, благодаря Своему сыну, Всевышний прославился в качестве Бога и Отца человечества: Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему

В этой главе апостол рассматривает вопросы, касающиеся служителей церкви. Он устанавливает:

I. Каким требованиям должен отвечать человек, поставляемый на служение епископа, ст. 1-7.

II. Каковы должны быть требования к диаконам (ст. 8-10) и их женам, ст. 11; еще раз о диаконах, ст. 12, 13.

III. Объясняет причины написания своего послания к Тимофею, после чего говорит о церкви как столпе и утверждении истины, ст. 14 и далее.

Стихи 1-7 . Два послания Тимофею и послание Титу содержат план управления церковью, указания служителям. Мы предполагаем, что Тимофей был евангелистом, оставленным в Ефесе, для того чтобы позаботиться о тех, кого Дух Святой поставил епископами, то есть пресвитерами, как следует из Деян 20:28, где пресвитеры, кому была поручена забота о церкви, названы епископами. Вероятно, ефесяне не хотели расставаться с Павлом, особенно после того, как он сказал им, что они уже не увидят лица его, Деян 20:38; церковь их была молодой, и они боялись брать на себя ответственность за нее, поэтому Павел оставил с ними Тимофея, чтобы успокоить их. И вот здесь мы имеем описание евангельского служителя, чье служение как епископа возглавлять от дельную общину христиан: ...если кто епископства желает, доброго дела желает, ст. 1. Заметим:

I. Служение - это дело, труд. Хотя в настоящее время оно мыслится как преимущество, как почетное положение, тогда на него смотрели как на доброе дело.

1. Звание епископа установлено Самим Богом, а не человеком. Священство учреждается не государством, и очень жаль, когда служитель делается орудием в руках государства. Это звание существовало в церкви прежде, чем власти стали покровительствовать христианству, ибо оно является одним из великих даров, излитых Христом на церковь, Еф 4:811.

2. Служение епископа - это дело, требующее усердия и прилежания: апостол говорит о нем как о деле, а не как о высокой чести и преимуществе, ибо служители всегда должны больше заботиться об успехе своего дела, нежели о славе и привилегиях своего звания.

3. Это дело доброе, исключительно важное и имеющее целью высочайшее благо человека. Служитель - это попечитель душ, он заботится не менее как о жизни и счастье бессмертных душ. Это доброе дело, ибо оно призвано возвещать о совершенствах Бога, приводящего многих сынов в славу, открывать глаза людям, обращать их от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, Деян 26:18.

4. Кто хочет посвятить себя на это служение, должен ревностно желать его. Если человек желает епископства, то должен желать его ради того, чтобы принести больше славы Богу своим служением и как можно больше пользы душам человеческим. Посвящавшим себя на это служение в Англии предлагался следующий вопрос: «Вы уверены в том, что принимаете на себя это служение по побуждению Духа Святого?»

II. Для того чтобы осуществлять это служение, делать это доброе дело, необходима определенная квалификация.

1. Служитель должен быть непорочен, не опозоривший себя ничем; он должен стараться не давать никакого повода для поношений, насколько это возможно с его стороны, чтобы не вызывать предубеждений против своего служения и не навлекать нареканий на него.

2. Он должен быть мужем одной жены, то есть не должен быть разведенным и вступившим в повторный брак, а также не должен иметь несколько жен одновременно, что в те дни было обычным явлением как среди иудеев, так и среди язычников, но особенно среди язычников.

3. Он должен быть трезв и бдителен против нападок сатаны, этого коварного врага. Должен бодрствовать над самим собой и над душами тех, кто вверен его попечению и над кем он поставлен блюстителем; должен использовать все возможности, для того чтобы делать им доброе. Служитель должен трезвиться и бодрствовать, ввиду того что противник наш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, 1Пет 5:8.

4. Он должен быть целомудрен, то есть воздержан во всех своих поступках и в пользовании земными благами. Целомудрие и бдительность часто упоминаются в Священном Писании вместе, потому что они дополняют друг друга: Будь целомудрен, будь бдителен.

5. Он должен быть благочинен (честен), то есть быть доброго поведения, а не легкомысленным, тщеславным и пустым человеком.

6. Он должен быть страннолюбивым: проявлять милосердие к странникам, принимать их, насколько позволяет ему его состояние, как человек, который не привязан к земному богатству и поистине любит братьев.

7. Учителей. Следовательно, Павел описывает проповедующего епископа, который способен и склонен учить других, передавать им те знания, какими наделил его Бог; который может учить и готов использовать все возможности для наставления других, будучи сам хорошо наставлен в истинах Царства Небесного и могущий передать свои знания другим.

8. Не пьяница: Не пристрастен к вину. Священники не должны были пить вина, когда находились на служении, чтобы не извратить закона, будучи в пьяном состоянии, Лев 10:8,9.

9. Не бийца, не сварлив, не склонный прибегать к насилию, но делающий все с кротостью и любовью. Рабу Господню не должно ссориться, но быть приветливым ко всем... 2Тим 2:24.

10. Не корыстолюбив, не пристрастен к наживе, не использующий свое служение в каких-либо светских целях и интересах; он не должен прибегать ни к каким низким, нечестным способам добывания денег, должен быть мертвым для богатств этого мира, жить выше его, так чтобы это было видно всем окружающим.

11. Тих, миролюбив. Он должен быть спокойного, терпеливого, а не буйного нрава. Таковым является Христос, великий Пастырь и Блюститель душ. Он не должен быть склонен к гневу или сварливости, ему не позволительно распускать руки или давать волю языку. Ибо как может человек учить других управлять своими языками, если он сам не держит своего языка под контролем?

12. Не сребролюбив. Сребролюбие – это плохое качество в любом человеке, но хуже всего оно в служителе, призванном много беседовать о другом мире.

13. Он должен держать свой дом в добром порядке: Хорошо управляющий домом своим, чтобы подавать добрый пример другим отцам семейств и чтобы дать доказательство того, что он способен заботиться о церкви Божией: Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещисъ о Церкви Божией? Заметьте: семья служителя должна быть образцом для всех других семей. Служители должны держать своих детей в послушании. Со всякой честностью (англ. - со всякой серьезностью. - Прим. переводчика). Самый лучший способ держать младших в подчинении это быть с ними серьезным. Не со всякой властностью держать своих детей в послушании, а со всякой серьезностью.

14. Он не должен быть из новообращенных, из тех, кто только лишь поверхностно знаком с христианством, ибо таковые склонны к гордости: чем невежественнее человек, тем больше он гордится: ...чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Мы должны остерегаться гордости, потому что диавол пал через гордость, именно этот грех превратил ангелов в демонов.

15. Он должен иметь добрую репутацию от внешних, среди своих соседей, не должен иметь никаких нареканий со стороны своих прежних знакомых, ибо диавол может использовать это как повод для соблазна других и для отвращения их от учения Христа, из-за того что проповедующие его пользуются дурной репутацией.

III. Ознакомившись кратко с требованиями к епископам, можно сделать следующие выводы:

1. Мы имеем все основания воскликнуть вместе с Павлом: ...Кто способен к сему? (2Кор 2:16). Поистине это дело. Какое благочестие, какое благоразумие, какое усердие, какое мужество, какая верность, какая бдительность над самими собою - своими похотями, страстями и вожделениями - и над теми, кто вверен их попечению! Какая святая осторожность необходима в этом труде!

2. Разве самые квалифицированные, самые верные и добросовестные служители не имеют достаточных оснований для недовольства собою и для жалоб на то, что так много требуется данных и как много надо трудиться? И как далеки они от того, чем должны быть и что должны делать!

3. И тем не менее те, кого Господь сделал способным и признал верным, поставив на это служение, пусть благословляют и благодарят Бога: если Бог благоволил сделать их в какой-то степени способными и верными, пусть будет Ему за это хвала и слава.

4. Ободрением для всех служителей является обетование Христа: Се, Я с вами во все дни до скончания века, Мат 28:20. А если Он с нами, то сделает нас способными для нашей работы, проведет через все трудности ее с утешением, великодушно снисходя к нашим несовершенствам, и вознаградит нас за нашу верность неувядающим венцом славы, 1Пет 5:4.

Стихи 8-13 . Здесь изложены требования к диаконам: они должны заботиться о материальных нуждах церкви, то есть о содержании служителей и о вспоможении бедным; они должны пещись о столах, в то время как служители, или епископы, должны быть всецело преданы молитве и служению слова, Деян 6:2,4. О введении этого служения и о причинах, с какими оно было связано, сказано в Деян 6:1-7. Они должны отличаться положительными качествами, так как являются помощниками служителей, действуют на виду у всех и несут большую ответственность. Они должны быть честны. Честность к лицу всем христианам, но церковным служителям особенно. Не двоязычны; двуязычный говорит одному одно, а другому – совершенно другое, руководствуясь своими интересами. Двуязычие происходит от двоедушия; льстецы и клеветники-двуязычны. Не пристрастны к вину, ибо это позор для любого человека и тем более для христианина, особенно для служителя, это делает его непригодным к служению и открывает дверь для множества искушений. Не корыстолюбивы: это особенно не подобает диаконам, кому доверены церковные деньги, ст. 8. Если они алчны и корыстолюбивы, то могут впасть в искушение присваивать чужое и употреблять на свои нужды то, что предназначено для общественных нужд. Хранящие таинство веры в чистой совести, ст. 9. Заметьте: таинство веры лучше всего сохраняется в чистой совести. Любовь к истине на практике жизни - это самая мощная защита от заблуждений и обольщений. Если мы храним свою совесть чистой (остерегаемся всего, что может осквернить ее и удалить нас от Бога), то она сохранит в наших душах таинство веры, ст. 9. И таких надобно прежде испытывать... ст. 10. Не следует церковную собственность доверять кому-то, прежде чем он не будет испытан и не будет найден пригодным для возлагаемого на него дела. Должны быть проверены правильность их суждений, их усердие ради Христа, непорочность их поведения. Равно и жены их должны быть доброго нрава, ст. 11. Они должны вести себя степенно, не быть клеветницами и сплетницами, не разносить всякие слухи, причиняя вред и сея раздоры. Они должны быть трезвы и верны во всем, не должны предаваться никаким излишествам, но быть верными во всем, что им поручено. Все, связанные родственными узами со служителями, должны вдвойне заботиться о том, чтобы жить достойно благовествования Христова, чтобы из-за их неправильного поведения не было порицаемо служение. Как раньше в отношении епископа, так теперь в отношении диакона Павел говорит, что он должен быть мужем одной жены, то есть не должен разводиться с первой женой и жениться на другой. Диакон должен хорошо управлять детьми и домом своим; семья диакона должна быть примером для других семей. Причина, почему диакон должен отвечать этим требованиям (ст. 13), заключается в следующем: хотя диакон это служитель более низкого ранга, однако служение его является подготовительной ступенью к более высокому. Тех, кто хорошо обслуживал столы, церковь может найти достойными того, чтобы освободить их от этой обязанности и доверить им служение проповеди слова и молитвы. И великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. Заметьте:

1. В первых христианских церквах было только две категории служителей: епископы и диаконы, Фил 1:1. Все остальные были изобретены позднее. Задача епископа, пресвитера, пастора заключалась в молитвенном служении и служении слова, а задача диакона сводилась, главным образом, к обслуживанию столов.

2. Основным занятием диаконов, упоминаемых в Писании, было пещись о столах, а не проповедовать и не крестить. Правда, диакон Филипп проповедовал и крестил в Самарии (Деян. 8.), но мы читаем о нем в Деян 21:8, что он был благовестником и поэтому мог проповедовать и крестить и совершать любой другой вид духовного служения. Но все-таки назначением диаконов было заботиться о материальных нуждах церкви, таких как содержание служителей и попечение о бедных.

3. Даже от этих служителей, более низкого ранга, требовались определенные качества: Диаконы также должны быть честны....

4. Прежде чем допускать кого-то до служения в церкви или что-то поручать, его необходимо испытать: Таких надобно прежде испытывать...

5. Непорочность и честность в исполнении низшего служения являются путем к продвижению на более высокое положение в церкви: Они приготовляют себе высшую степень...

6. Это также дает человеку великое дерзновение в вере, в то время как недостаток непорочности и добросовестности делает его робким, боязливым, пугающимся даже своей собственной тени. Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев, Прит 28:1.

Стихи 14-16 . Павел заканчивает эту главу личным указанием Тимофею. Он надеялся вскоре прийти к нему, чтобы дать дополнительные указания и оказать помощь в его труде и чтобы убедиться, что христианство в Ефесе хорошо утвердилось и пустило глубокие корни; поэтому пишет ему кратко. Написал же он с тем, чтобы, если он замедлит, Тимофей знал, как должно поступать в доме Божием... каким образом он должен вести себя как благовестник и заместитель апостола. Заметьте:

I. Исполняющие служение в доме Божием должны следить за тем, чтобы вести себя достойным образом, чтобы не навлекать нарекания на дом Божий и на то высокое имя, каким они называются. Служители должны поступать правильно и следить не только за своими проповедями и молитвами, но и за своим поведением: исполняемое ими служение обязывает их вести себя хорошо, им нельзя вести себя как-нибудь. Тимофею надо знать, как он должен поступать не только в той церкви, где находился в данный момент, но и в любой другой, куда он, будучи благовестником и заместителем апостола, мог быть направлен на такое же временное служение. Поэтому под домом Божиим, который есть церковь Бога живого, следует понимать в данном тексте не одну только церковь в Ефесе, но всю вселенскую церковь. Заметьте:

1. Бог есть живой Бог, Он источник жизни, Он дает жизнь и дыхание всей твари; в Нем мы живем, движемся и существуем, Деян 17:25,28.

2. Церковь - это дом Божий Он обитает в ней; Господь избрал Сион, чтобы пребывать в нем. «Здесь место покоя Моего, здесь Я буду обитать, ибо Я избрал его», там мы можем видеть силу и славу Божию, Пс 62:3.

II. То, что церковь является церковью живого и истинного Бога, в противоположность ложным богам, глухим и мертвым идолам, является ее мощной опорой.

1. Будучи церковью Божией, она есть столп и утверждение истины, то есть, либо (1) Сама церковь есть столп и утверждение истины. Не в том смысле, что авторитет Священного Писания зиждется на авторитете церкви, как утверждают паписты, ибо истина есть столп и утверждение церкви, но в том смысле, что она возвещает Священное Писание и учение Христа, подобно тому как столб возвещает о содержании объявления, прикрепленного на нем. Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, Еф 3:10.

(2) Другие понимают это как относящееся к Тимофею. Он, не сам по себе, но как благовестник, вместе с другими верными служителями являются столпами и опорами истины; их задача - сохранять, утверждать и возвещать истину Христа в церкви. В Гал 2:9 об апостолах говорится как о почитаемых столпами.

Будем усердными и беспристрастными в своих поисках истины, будем приобретать ее любой ценой и не считаться ни с какими затратами ради нее.

Будем тщательно хранить ее. «Купи истину и не продавай мудрости... (Прит 23:23), не расставайся с нею ни при каких обстоятельствах.

Будем стараться распространять ее, передавать неискаженной и неповрежденной будущим поколениям.

Когда церковь перестает быть столпом и утверждением истины, мы можем и должны оставить ее, ибо истину надо уважать более, чем церковь; мы не обязаны оставаться верной церкви, которая не остается верной истине.

2. Что же это за истина, для которой церковь и ее служители являются столпом и утверждением? Апостол говорит нам (ст. 16), что это беспрекословно - великая благочестия тайна. Заметьте:

(1) Христианство это тайна, не постижимая человеческим разумом или природными способностями, потому что она выше разума, хотя и не противоречит ему. Это тайна не философская или научная, но тайна благочестия, она предназначена содействовать благочестию и этим превосходит все тайны язычников. Это тайна не сокрытая и не запечатанная, но остается все-таки тайной, так как открыта только отчасти.

(2) В чем же состоит тайна благочестия? Этой тайной является личность Христа. Далее перечисляются шесть моментов, относящихся к Христу и составляющих тайну благочестия:

Он есть Бог, явившийся во плоти: Бог явился во плоти... Это доказывает, что Он есть Бог, вечное Слово, которое стало плотью и явилось во плоти. Когда Бог должен был явиться человеку, Он соблаговолил это сделать путем воплощения Своего Сына: Слово стало плотию... Иоан 1:14.

Он оправдал Себя в Духе. Несмотря на то что Христа поносили, как грешника, казнили, как злодея, Он был воскрешен силою Духа Святого и таким образом был оправдан от всех этих клеветнических обвинений. Он сделался жертвой за нас и был предан за преступления наши, но, воскреснув, оправдал Себя в Духе, то есть доказал, что жертва Его была принята и что Он воскрес для нашего оправдания, так же как предан был за наши преступления, Рим 4:25. Он был умерщвлен по плоти, но ожил духом, 1Пет 3:18.

Он показал Себя Ангелам. Они поклонились Ему (Евр 1:6), они присутствовали при Его воплощении, при искушении Его в пустыне и во время Его борения в Гефсимании, при Его смерти, Его воскресении и вознесении; ангелы служили Ему, ибо Он есть Господь ангелов; этим Ему была оказана высокая честь, это показало, что Он имел большую власть в горнем мире.

Он был проповедан в народах (англ. проповедан язычникам. -Прим. переводчика). Огромную долю тайны благочестия составляет то, что Христос был предложен язычникам как Искупитель и Спаситель, что в то время как прежде спасение было от иудеев, теперь стоявшая посреди преграда была разрушена и открылся доступ язычникам.

Он был принят верою в мире, то есть проповедь не оказалась тщетной. Многие из язычников приняли Евангелие, отвергнутое иудеями. Кто мог бы подумать, что мир, лежащий во зле, уверует в Сына Божьего, примет как своего Спасителя Того, Кто Сам был распят в Иерусалиме? Несмотря на все их предубеждения, Он был принят верою.

Что Он вознесся во славе. Это случилось прежде того, как Он был принят верою в мире, но упоминается последним, потому что было завершением Его победы, а также потому, что здесь подразумевается не только сам акт Его вознесения на небо, но и то, что Он воссел одесную Бога, где пребывает вечно и ходатайствует за нас, имея всю власть на небе и на земле. Заметьте здесь:

Во-первых, Явивший Себя во плоти был Богом, реальным и истинным Богом, Богом по природе Своей, а не только по положению, ибо в этом и состоит тайна.

Во-вторых, Бог явил Себя во плоти, в реальной плоти. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные... Евр 2:14. И, что самое удивительное, Он явился во плоти после того, как всякая плоть извратила свой путь, хотя Он был святым от чрева матери.

в-третьих, благочестие является тайной во всех своих частях и ответвлениях, от начала до конца, от воплощения Христа до Его вознесения.

в-четвертых, так как тайна эта бесконечно велика, то нам следует со смирением восхищаться ею и с благоговением веровать в нее, а не стараться проникнуть в нее из любопытства или слишком категорично толковать ее, заходя в своих интерпретациях дальше того, что открыто нам в Священном Писании.

    Вы невнимательно читали статью. Эта рукопись приводится не как авторитет, а как показательный пример постепенного проникновения искажения в греческий текст. Примеров без искажения можно привести гораздо больше — достаточно, чтобы убедить верящих в Троицу текстологов.

    Удалить
  1. Лук 1:32,33
    Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
    ____
    У вас странное доверие Библии, вы ей доверяете только там, где вас это - устраивает, да и я так понимаю, что у вас Ангел Бога был совсем не в курсе и искренне заблуждался, не знал, что Иисус и есть сам Бог Всевышний и Господь (Иегова) Бог?

    Удалить
  2. По-моему тут отличные примеры приводились чтобы понять что имеется тут в виду!

    "оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам,"

    А каким образом Ангелы увидели Его? Благодаря тому, что Он стал человеком, или Сыном Бога. Обратите внимание на слова:

    "И еще: Я БУДУ Ему Отцем, и Он БУДЕТ Мне Сыном?"

    Обратите внимание на то, что Он "БУДЕТ" Сыном. Судя по всему тут имеется в виду, что Сыном Он называется благодаря тому, что Он стал человеком. Ведь о Нем так говорилось в будущем времени, а не в настоящем или прошедшем.

    И слова:"Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" - не говорят о появлении Его на свет, или сотворении Его, - как некоторые понимают это. Тут говорится о Его воскресении(Деяния 13:32,33).

    А кем же он был, или есть до Своего прихода на землю?
    По-моему ответ от части кроется тут:(Зах 12:10) - в оригинальных текстах. Можно и в переводе Макария посмотреть.

    Вот вам и ответ на то, кто именно был явлен во плоти!

    Удалить
  3. Вы имеете в виду что Он показал Себя падшим ангелам? Я вас правильно понял?

    4. Но когда пришла ПОЛНОТА времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), КОТОРЫЙ РОДИЛСЯ ОТ ЖЕНЫ...

    Тут имеется в виду, что послан Тот, кто родился от жены. Тут даже и нет намёка на то, что Сын посылается с небес на землю. Ведь нужно сначала кого-то родить, а потом посылать. А иначе некого и посылать. И обратите внимание на то, что тут говорится "но когда пришла полнота времени", - после этого посылается Сын.
    А когда именно эта полнота времени настала?
    Смотрим: (Исаия 61:1). - Иисус прочёл эти слова после Своего крещения в Иордане. А помазание как раз то и связано с посыланием. Бог посылает с Иордана Своего Сына, который родился от жены.

    А вот ещё пример почему Он называется Сыном Божиим: "Ангел сказал Ей(Марии) в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; ПОСЕМУ и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим;..
    Все перечисленные мной и вами места никак не говорят о том, что Он был в качестве Сына до прихода Своего на землю. Все эти места говорят либо о земной жизни Иисуса, либо о воскресшем Иисусе.

    Удалить
  4. Очевидно, что Иисус «показал себя ангелам» после того, как был воскрешен («оправдан в духе»). В другом месте об этом говорится так: «...умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1 Петра 3:18, 19). Следовательно, падшие ангелы увидели его после того, как он стал сыном Бога по воскресению (как Вы правильно применили Деяния 13:32, 33; см. также Римлянам 1:4). Похоже, что в Евреям 1:5 Иисус также называется «сыном» по воскресению, отсюда и будущее время.

    Но нет причин сомневаться в том, что и во время, и до земной жизни Иисус также был Сыном Бога, иначе в каком смысле Бог «послал своего сына»? (Рм 8:3; Гл 4:4; 1 Ин 4:9—11, 14)

    Пророчество в Захария 12:10 заслуживает отдельного рассмотрения. Действительно, в самых древних и лучших масоретских рукописях Иегова говорит о себе как о пронзенном. Позже еврейские переписчики из почтения заменили «меня» на «него». Немаловажен тот факт, что LXX в данном месте соответствует масоретскому тексту, и тем не менее, в Иоанна 19:37 этот стих цитируется в другом переводе, который соответствует более поздней версии Феодотиона («того, которого пронзили»). Этот выбор был сделан под влиянием святого духа и косвенно доказывает, что Иоанн не считал Иисуса Иеговой. Однако первоначальный еврейский текст, несомненно, также вдохновлен Богом и истинен. Как же его понимать?

    Вторая часть стиха показывает, что над пронзенным будут плакать и рыдать, и здесь дважды используется предлог с местоимением третьего лица в единственном числе — «над ним» (а не «надо мной»). Следовательно, речь идет о ком-то еще, кого буквально пронзили. Следуя выраженному самим Иисусом принципу в Матфея 10:40, пронзив Иисуса, иудеи в переносном смысле «пронзили» Иегову. Или, может быть, Иегова так выразил боль, которую ему принесла смерть Сына (сравни Луки 2:35). Примечательно, что в Захарии 11:12, 13 используется похожий прием — плату дают непосредственно пастырю (Захарии) за его труд, но Иегова принимает ее на свой счет.

    Удалить
  5. Ещё по поводу:"Иоанна 19:37 этот стих цитируется в другом переводе, который соответствует более поздней версии Феодотиона («того, которого пронзили»)"

    Возможно что Иоанн цитирует этот отрывок не дословно. Что-то вроде как в Откровении 1:7.
    И Иоанн же ведь ни о себе эти слова говорил. - может это от части и повлияло на слова Иоанна. Не на меня(Иоанна), а на того, которого пронзили.
    Возможно что слова Иоанна послужили для некоторых переводчиков основанием внести изменение в текст Захарии 12:10. Это что-то вроде как переводчики Синодального вставили в еврейские писания "Деву" вместо "молодой женщины" в еврейском тексте.

    Удалить
  6. Уважаемый Иосифович, хотя многие стихи, где Иисус называется Сыном Бога, можно толковать двояко, все же в Римлянам 8:3 явно говорится о сыновних отношениях Иисуса с Отцом до его рождения на земле: «Бог, чтобы покончить с грехом, послал своего Сына в подобии грешной плоти». Здесь не может подразумеваться крещение или какой-то другой момент земной жизни Иисуса, так как «подобие грешной плоти» он получил в утробе Марии, куда был перенесен уже будучи Сыном Бога.

    Ряд стихов из Иоанна неопровержимо это доказывает. В Иоанна 1:18 сказано, что как «единородный бог» (не человек), Слово находился «у груди Отца», следовательно, приходился ему сыном. В Иоанна 6:46 Иисус подтверждает этот вывод: «Это не значит, что кто-то из людей (в том числе сам Иисус как человек) видел Отца. Только тот, кто от Бога,— он видел Отца (когда находился на небе)». Именно к тому времени относятся слова: «Я говорю о том, что видел у моего Отца» (Иоанна 8:38). И наконец: «Я пришёл в мир от Отца. Теперь же я оставляю мир и иду к Отцу» (Иоанна 16:28). Если уход из мира означает вознесение на небо, то приход в мир — рождение на земле, прежде которого Иегова уже был Отцом Иисуса.

3:1-13 Павел обращается к теме руководства в церкви.

3:1 Верно слово. См. ком. к 1,15.

епископства. Словом "епископ" обозначается служитель, которому доверено общее руководство церковью (ст. 5; Флп. 1,1). Это слово употребляется наравне со словами "пресвитер", "блюститель" (Деян. 20,17.28; Тит. 1,5-7).

3:2 непорочен. Обобщающая характеристика качеств, необходимых епископу. Слово это не означает "без греха", каковому условию никто не мог бы соответствовать. Важнейшее значение Павел придает тому, чтобы епископы имели хорошую репутацию среди нехристианского окружения (ст. 7). О качествах, необходимых епископам, см. Тит. 1,6-9.

одной жены муж. Это выражение (ст. 12; 5,9; Тит. 1,6) можно понимать по-разному: 1) как запрещение полигамии; 2) как запрещение вступать в новый брак после развода при отсутствии оснований, четко указанных в Библии; 3) как осуждение супружеской неверности. Если учитывать широко распространенную в античном мире аморальность, то последнее, по-видимому, в наибольшей степени соответствует мысли Павла.

учителей. Т.е. умеющий наставлять христиан в истинном учении.

3:6 не подпал осуждению с диаволом. Т.е. не имея склонности к еретическим измышлениям.

3:8 Диаконы. Обязанности диакона четко не определены в этом отрывке. Церковь обычно понимала их служение согласно Деян. 6,1-6.

3:9 таинство. Букв.: "тайна". Павел использует это слово везде, где говорит об откровении евангельских истин (ст. 16; Рим. 14,24-26; 1 Кор. 2,7; 4,1; Еф. 1,9; 3,3-9; 6,19; Кол. 1,26.27; 2,2; 4,3).

3:10 И таких надобно прежде испытывать. Вероятно, речь идет не об особом испытательном сроке, но, скорее, о тщательном изучении поведения и проверке преданности истинному учению.

если беспорочны. Букв.: "если они безупречны". См. ком. к 3,2.

3:11 жены их должны быть. Дословно: "женщины должны быть". Этот стих получил несколько истолкований: 1) жены диаконов (и, что также подразумевается, епископов); 2) женщины - помощницы диаконов; 3) женщины-диакониссы. Последние две версии более вероятны. Контрастность этой вставки, очевидно, отражает обеспокоенность Павла тем, что женщины оказались в особенной степени под влиянием лжеучителей (2,14; 5,15).

3:12 муж одной жены. См. ком. к ст. 2.

3:14-16 Павел называет причину написания данного послания (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

3:15 столп и утверждение. Т.е. "служащие поддержкой". Павел стремится подчеркнуть, вновь полемизируя с лжеучителями, что истина благовестия обретается и сохраняется в Церкви Божией (2 Тим. 2,19).

3:16 благочестия тайна. См. ком. к 3,9. Далее следует, возможно, фрагмент из раннехристианского гимна.

Бог явился во плоти. Указание на воплощение Христа, в котором подразумевается Его предсуществование.

оправдал Себя в Духе. Указание на воскресение Христово (Рим. 1,4).

показал Себя Ангелам... вознесся во славе. Указание на вознесение и прославление Христа (Деян. 1,10.11).

В. О пресвитерах и диаконах (3,1-13)

3,1 Второе верное слово в 1 Тимофею относится к служению епископов в поместной церкви. Епископ – опытный, зрелый, здравомыслящий христианин, содействующий осуществлению Божественной заботы о духовной жизни местной общины. Он не правит, помыкая Божьим наследием, но направляет его своим духовным примером.

Сегодня епископом называют церковного деятеля, пользующегося властью над большим количеством поместных общин. В НЗ неизменно повествуется о нескольких епископах в одной церкви (Деян. 14,23; 20,17; Флп. 1,1; Иак. 5,14).

Епископ – то же самое, что и блюститель. Слово, переведенное здесь как "епископ", в Деяниях 20,28 переведено как "блюститель". Епископ, или блюститель, – то же самое, что и пресвитер. Те же люди, которые в Деяниях 20,27 названы пресвитерами, в Деяниях 20,28 названы блюстителями (см. также Тит. 1,5 и 1,7). Поэтому слова "епископ", "блюститель" и "пресвитер" относятся к одному и тому же человеку.

Вообще-то слово "пресвитер" (presbuteros) иногда используется для описания пожилого человека и не обязательно того, кто принадлежит к числу руководителей церкви (1 Тим. 5,1); но в большинстве случаев под "пресвитером" понимают христианина, признанного поместной церковью руководителем, осуществляющего пастырскую заботу о народе Божьем.

НЗ предусматривает наличие епископов, или пресвитеров, в каждой поместной церкви (Флп. 1,1). Тем не менее было бы ошибкой утверждать, что церковь не могла бы существовать без епископов. Из Титу 2,5 следует, что на Крите имелись молодые церкви, в которых еще не были поставлены пресвитеры.

Сделать человека пресвитером может только Святой Дух. Это ясно из Деяний 20,28. Святой Дух пробуждает в сердце человека желание совершать этот труд, и Он же дает ему для этого все необходимое. Невозможно сделать человека епископом, избрав его на эту должность через голосование или же рукоположив. Распознать в своей среде тех, кого Бог Святой Дух сделал пресвитером, – обязанность поместной общины (1 Фес. 5,12-13). Правда, в Послании к Титу мы читаем о назначении пресвитеров, но речь идет о долге Тита выбрать тех, кто обладает качествами, необходимыми пресвитеру. В те времена у христиан не было, как у нас сегодня, напечатанного НЗ.

Поэтому они не знали, какими конкретно качествами должен обладать пресвитер. Поэтому-то Павел и послал к ним с этой информацией Тита, наказав тому выбрать тех, кого Святой Дух предназначил для этого труда.

Назначение пресвитера на должность может произойти самым неформальным образом. Христиане часто инстинктивно знают, кто их пресвитеры, потому что подробно ознакомились с описанием в 1 Тимофею 3 и Титу 1 качеств, необходимых пресвитеру.

С другой стороны, назначение на пост пресвитера может быть официальной процедурой. В поместной церкви созывается членское собрание с целью избрания пресвитеров. В таком случае обычно сначала читают соответствующие места Писания, текст подробно объясняют, а потом местные христиане называют имена тех, кто, по их мнению, несет в собрании служение пресвитера. Эти имена потом зачитываются перед общим собранием. Если в церкви нет никого, кто обладал бы необходимыми пресвитеру качествами, то единственный выход – молиться, чтобы Господь воздвиг им таких людей в будущем.

Писание не устанавливает конкретного количества пресвитеров, необходимых церкви, хотя и подчеркивает, что их всегда несколько . Это зависит лишь от того, сколько человек последует указаниям Святого Духа в этом вопросе.

Если кто епископства желает, доброго дела желает. Люди склонны считать, что это почетная церковная должность без особых обязанностей, хотя на самом деле труд блюстителя – смиренное служение народу Божьему; это работа, и нелегкая.

3,2 Требования к претенденту на должность епископа описаны в стихах 2-7. Здесь названы четыре основные предпосылки: его личный характер, свидетельство его семьи, учительские способности и опытность. Это – Божье мерило для каждого, кто хотел бы быть духовным руководителем поместной церкви. Некоторые отвергают его, заявляя, что сегодня никто не в состоянии удовлетворить всем этим требованиям. Но это не так. Подобные доводы лишают Священное Писание авторитета и позволяют занять пост епископа людям, не уполномоченным на это Святым Духом.

Во-первых, епископ должен быть непорочен. Епископом должен быть человек, стоящий выше любых упреков. Это не значит, что он безгрешен, но, поступив неправильно, он приходит с повинной к Богу и к людям. Его репутация должна не только слыть безукоризненной, но и быть таковой.

Во-вторых, он должен быть одной жены муж. Это требование истолковывают по-разному. По утверждению некоторых, смысл его в том, что епископ должен быть женат. Они аргументируют это тем, что у человека неженатого нет достаточно опыта, чтобы помочь христианам в разрешении возникающих семейных проблем. Если это требование означает, что епископ должен быть женат, то, следуя этой же линии рассуждения, из стиха 4 нужно сделать вывод, что у него должны быть и дети.

Другие считают, что выражение "одной жены муж" означает, что, если жена епископа умрет, он не должен жениться повторно. Это очень строгое истолкование, которое может бросить тень на святость брачных отношений. (Христиане, придерживающиеся этого мнения, подчеркивают верность пресвитера одной женщине, подразумеваемую в греческой конструкции: "одной женщины мужчина".)

Третье толкование – епископ не должен быть разведен. У этого мнения есть много достоинств, хотя, как нам кажется, это еще не полный ответ. Еще одно мнение: епископ не должен быть виновен в неверности или неурядицах в своем браке. Его моральный облик должен быть незапятнанным. И это, несомненно, истина, как бы этот стих ни трактовали.

Последнее объяснение гласит, что епископ не должен быть многоженцем. Нам это объяснение покажется странным, но у него есть немало полюсов. Миссионеры не раз сталкиваются с такой ситуацией, когда к Христу приходит многоженец. В момент обращения у него, скажем, четыре жены. Позже он хочет принять крещение и стать членом поместной церкви. Что должен посоветовать миссионер? Кто-то скажет, что новообращенный должен отказаться от трех из своих жен. Но тут возникают огромные затруднения. Прежде всего, он спросит, от каких жен ему отказаться. Он любит их всех и им всем дает приют. К тому же, если он отошлет трех жен, у них не будет средств к существованию и кто-то из них займется проституцией, стремясь хоть как-то свести концы с концами. Бог никогда не одобрит решение проблемы одного греха путем порождения множества новых, еще худших. Христианские миссионеры во многих местах решают этот вопрос так: они разрешают человеку принять крещение и стать членом церкви, но, оставаясь многоженцем, он никогда не сможет стать пресвитером церкви.

Умеренность требовалась не только при принятии пищи и питья, но также во избежание крайностей в духовных вопросах.

Благочинен – значит не легкомысленен и не поверхностен. Он серьезен, искренен, проницателен и благоразумен. Он осознает, что и "мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника; то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростию и честию" (Еккл. 10,1).

Епископ должен быть благочинен, то есть обладать уравновешенным характером.

Страннолюбив означает, что он должен быть гостеприимным. Дверь его дома открыта и для спасенных, и для не спасенных; он старается стать благословением для всех, кто переступает порог его дома.

Пресвитер должен быть учителен. Посещая христиан, у которых есть духовные проблемы, он должен быть в состоянии обратиться к Писанию и объяснить волю Бога в возникших вопросах. Он должен уметь накормить Божье стадо (1 Пет. 5,2) и использовать Писание для опровержения лжеучений (Деян. 20,29-31). Это не значит, что епископ должен обязательно обладать даром учителя, но и при посещении своей паствы на дому, и в собрании он должен быть в состоянии изложить доктрины веры, правильно изъяснить Слово Истины и сделать это с большой готовностью и радостью.

3,3 Пьяница – человек, пристрастившийся к алкогольным напиткам. Епископ не должен быть человеком, злоупотребляющим вином, а потому склонным к ссорам и скандалам.

Не бийца означает, что этот человек не применяет к другим физического насилия. Если, например, у него есть слуги, он никогда их не бьет.

Слова "не корыстолюбив" нет в некоторых из самых старых рукописей, но в большинстве манускриптов оно есть. (Так как диаконы не должны быть сребролюбивы (3,8), то вряд ли Павел опустил это качество, говоря о еще более ответственной должности пресвитера.) Как и в мире, любовь к деньгам принесет в церкви ужасные плоды.

Пресвитер должен быть тих. Служение в церкви потребует от него сдержанности, снисходительности, терпения, готовности уступить.

Он должен быть миролюбив, не должен быть сварлив, придирчив, любить споры по пустякам. Он не защищает свои права от всех и вся, всегда в ровном расположении духа.

Епископ не должен быть сребролюбив, то есть не должен любить деньги. Ударение здесь на слове "любить". Его главная забота – духовная жизнь детей Божьих; сильную тягу к материальному он рассматривает как помеху и отметает в сторону.

3,4 Для того чтобы его признали блюстителем, христианин должен хорошо управлять своим домом и содержать детей в послушании. Это требование действительно лишь до тех пор, пока его дети живут дома. После того, как они его покинут и создадут свои семьи, исчезнет и возможность продемонстрировать послушание. Если мужчина хорошо управляет своим домом, он будет избегать крайностей: чрезмерной жесткости и незаслуженной снисходительности.

3,5 Аргументация здесь ясна. Если христианин не в состоянии управлять собственным домом, то можно ли ожидать, что он будет заботиться о Церкви Божьей? Число членов его семьи относительно небольшое. Они все состоят с ним в родстве и большей частью намного его моложе. В церкви же людей значительно больше, и у каждого свой характер и темперамент. Совершенно очевидно, что человек, который не в состоянии управлять меньшей группой, явно не годится для руководства большей.

Стих 5 очень важен, потому что описывает суть работы пресвитера. Он должен пещись о Церкви Божьей. Обратите внимание: пещись (заботиться) о церкви, а не править ею. Пресвитер – не деспот и даже не милостивый правитель, а тот, кто ведет народ Божий, как пастух ведет овец. Слово "пещись" еще раз встречается в НЗ лишь в притче о добром самарянине (Лк. 10,34). Пресвитер, заботящийся о церкви, будет делать это с той же любовью и нежностью, с какой добрый самарянин заботился о жертве грабителей.

3,6 Не должен быть из новообращенных. Человек, недавно обращенный в христианство или же делающий в вере первые шаги, не обладает качествами, необходимыми епископу. У человека на этой должности должен быть большой опыт и познания в вере. Опасность того, что новичок возгордится и подпадет осуждению с дьяволом, велика. Под осуждением с дьяволом подразумевается не наказание, которое сатана навлекает на людей, а кара, которая постигла самого сатану за его гордость. Он стремился занять высокое положение, на которое у него не было прав, и пал очень низко.

3,7 Епископом может быть лишь тот, чья репутация не запятнана и в миру. Внешние – это его не спасенные соседи. Не имея такого доброго свидетельства, он навлекает на себя обвинения людей и попадает в сеть дьявольскую. Обвинения могут исходить и от верующих, и от неверующих. Сеть дьявольская – это западня, расставляемая сатаной для тех, у кого слова расходятся с делами. Всех, кто попался в эту сеть, дьявол превращает в объект насмешек, оскорблений и презрения.

3,8 Теперь апостол переходит от епископов к диаконам. В НЗ диакон – это тот, кто служит. Распространено мнение, что диакон – это христианин, заботящийся о текущих делах церкви, в то время как епископ заботится о ее духовной жизни. Это понимание обязанностей диаконов основывается в основном на Деяниях 6,1-5, где говорится о назначении в церкви ответственных за ежедневную раздачу пропитания вдовам. Самого слова "диакон" в этих стихах нет, но в стихе 2 использована его глагольная форма: "Не хорошо нам, оставивши Слово Божие, пещись (буквально "диакон") о столах". Требования к диаконам очень похожи на требования к епископам, хотя и не так строги. Единственное значимое отличие: от диаконов не требуется быть хорошими учителями.

Диаконы должны быть людьми честными, достойными и уважаемыми. Они должны быть не двуязычны, то есть не должны предоставлять разным людям или в разное время отчеты, противоречащие один другому. Они должны быть последовательны в своих делах и словах.

Они не должны быть пристрастны к вину. НЗ не запрещает употреблять вино в лечебных целях или как напиток в тех странах, где источники воды загрязнены. Но, хотя Библия и разрешает умеренное употребление вина, христианин должен принять во внимание и то, какой пример он являет этим миру. В то время как в одних странах употребление христианином вина не оказывает ни малейшего отрицательного воздействия на его свидетельство, в других это может стать для неверующих камнем преткновения. Поэтому употребление вина хоть и позволительно, но не всегда целесообразно.

Диаконы не должны быть корыстолюбивы. В обязанности диакона может входить распоряжение денежными средствами поместной церкви. Человека, любящего деньги, здесь может подстерегать сильнейшее искушение запустить руку в казну. Иуда был не последним казначеем, предавшим своего Господа ради денег.

3,9 Диаконы должны хранить таинство веры в чистой совести. Это значит, что они должны держаться истины в учении и жизни. Истину они должны не только знать, но и жить по ней.

Таинство веры – это описание христианской веры. Многие доктрины христианства хранились в тайне во времена ВЗ и были открыты апостолами и пророками НЗ. Вот почему здесь использовано слово "таинство".

3,10 Диаконов, как и епископов, прежде надобно испытывать. Это значит, что за ними надо какое-то время понаблюдать, может быть, доверить им исполнение определенных обязанностей в поместной церкви. Когда они докажут, что надежны и исполнительны, их обязанности можно расширить. Потом допускать до служения. Как и в случае с епископами, ударение здесь не столько на церковной должности, сколько на служении Господу и Его народу.

Если личная жизнь и общественная деятельность такого христианина беспорочны, ему можно разрешить нести служение диакона. Слово "беспорочны" относится прежде всего к качествам, перечисленным выше.

Здесь уместно упомянуть и тех, чье служение в поместной церкви можно рассматривать, как диаконское. Один из них, конечно, казначей, потом секретарь, заведующий воскресной школой и распорядители.

3,11 В этом стихе подразумеваются, несомненно, жены диаконов или жены епископов и диаконов. Жены тех, кто занимает в церкви ответственные посты, должны, несомненно, быть зрелыми христианками и цельными натурами, способными помогать своим мужьям в их важном труде.

Но это же самое слово можно перевести не только как "жены", но и как "женщины". Такой перевод позволил бы истолковывать этот стих как упоминание о диакониссах. В апостольской церкви такие женщины были, например, Фива, диаконисса кенхрейской церкви (Рим. 16,1). (Вероятно, на заре существования церкви это еще не стало церковной должностью для женщины.) Представление о служении, которое эти женщины несли в церкви, мы получаем из слов Павла о Фиве: "Она была помощницею многим и мне самому" (Рим. 16,2).

Как бы там ни было, эти женщины должны быть честны, уважаемы и рассудительны. Они не должны быть клеветницами, неустанно собирающими сплетни и распускающими лживые и злобные слухи, стремясь очернить чьето доброе имя. От них требуется трезвость и сдержанность, умение держать себя в руках.

Наконец, они должны быть верны во всем. Под этим может подразумеваться не только преданность христианской вере, но и надежность, неизменность и исполнительность. Они также должны уметь хранить семейные тайны и конфиденциальные сведения.

3,12 Здесь апостол возвращается к теме диаконов. Сначала он отмечает, что диакон должен быть мужем одной жены. Различные взгляды на смысл этой фразы излагались в связи со стихом 2 этой главы. Здесь же достаточно сказать, что, как и епископы, диаконы в своей брачной жизни должны быть безупречны.

Они также должны хорошо управлять детьми и домом своим. Неумение делать это рассматривается в НЗ как изъян в христианском характере. Это не значит, что отцы должны быть деспотичны и властны. Имеется в виду, что дети их должны быть послушны и служить миру свидетельством истины.

3,13 Яркой иллюстрацией к фразе "хорошо служившие приготовляют себе высшую степень" может послужить служение Филиппа и Стефана. В Деяниях 6,5 мы встречаем их имена в списке семи рукоположенных диаконов.

Им было поручено руководить раздачей денег вдовам в церкви. Создается впечатление, что Святой Дух, видя их верность в исполнении этих обязанностей, доверил им более высокие сферы служения: позже в книге Деяний мы читаем, что Филипп нес служение евангелиста, а Стефан – учителя. Они хорошо служили как диаконы и получили высшую степень в глазах поместной церкви. Того, кто верно выполняет свое, пусть даже небольшое, поручение, вскоре начнут уважать за надежность и преданность.

В довершение Филипп и Стефан обрели великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. Это, несомненно, означает, что им была дарована великая смелость в свидетельстве о Христе, в учении, в молитве. Яркое свидетельство тому – речь Стефана перед синедрионом, его слова перед мученической смертью.

Г. О поведении в церкви (3,14-16)

3,14 Все это апостол написал в надежде вскоре увидеть Тимофея. "Сие" может относиться, однако, не только к уже сказанному, но и к тому, что еще будет сказано.

3,15 Павел осознает, что вполне может задержаться или даже совсем не прийти в Ефес. Мы не знаем, смог ли он снова повидаться с Тимофеем в Ефесе. Поэтому апостол хотел, чтобы Тимофей знал, как верующие должны вести себя в доме Божьем, если он замедлит.

В предшествующих стихах Павел описал, как должны вести себя епископы, диаконы и их жены. Теперь же он объясняет, как должны вести себя в доме Божьем все христиане.

Домом Божьим здесь названа Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. В ВЗ Бог обитал в скинии собрания и в храме, но в НЗ Он обитает в Церкви. О ней говорится как о Церкви Бога живого, в противоположность языческому храму, наполненному мертвыми идолами.

Церковь также названа столпом и утверждением истины. Столбы не только удерживают какое-то сооружение; на установленном на рыночной площади столбе вывешивались указания и распоряжения. Столб, таким образом, становится глашатаем. Церковь была избрана Богом, чтобы возвещать и демонстрировать Его истину на этой земле. Она также является утверждением истины. Здесь под утверждением подразумевается фундамент или подпорки. Церкви поручено защищать и поддерживать истину Божью.

3,16 Это трудный стих. Прежде всего, непросто определить, как он связан с вышесказанным. Возможно, это краткое изложение истины, столпом и утверждением которой является Церковь (ст. 15). Но, может быть, в этом стихе приводится пример силы благочестия, которое, как настаивает Павел, является неотъемлемой частью благопристойного поведения в доме Божьем. Дж. Н. Дарби говорил:

"Этот стих часто цитируют и истолковывают так, как если бы здесь речь шла о тайне Божества, или о тайне Личности Христа. Но это – тайна благочестия, или секрет, от чего же исходит всякое истинное благочестие, Божественный исток всего, что можно назвать благочестием в человеке... Благочестие берет начало в знании о воплощении, смерти, воскресении и вознесении Господа Иисуса Христа... Только так познаем мы Бога; и из постоянного пребывания в этом проистекает благочестие". (J. N. Darby, "Notes of a Lecture on Titus 2,11-14", The Collected Writings of J. N. Darby, VII:333.)

Когда Павел говорит, что тайна благочестия велика, он не имеет в виду, что она очень загадочна, а подразумевает, что прежде скрытая от всех истина о Личности и деле Господа Иисуса весьма замечательна и изумительна.

Слова "Бог явился во плоти" относятся к Господу Иисусу, а именно к Его воплощению. (Священные имена "Бог", "Христос", "Дух" и другие в древних рукописях писались сокращенно. Греческая аббревиатура слова "Бог" в точности похожа на слово "кто" плюс короткая горизонтальная черта, различающая буквы "тета" и "омикрон" и еще одна черта над словом, указывающая, что это сокращение. В некоторых рукописях стоит "Бог" (традиционные и большая часть манускриптов), в других "кто" и "некоторых". Мы придерживаемся традиционного написания, содержащегося в большинстве рукописей.)

Истинное благочестие было явлено во плоти впервые тогда, когда Спаситель родился как Младенец в яслях Вифлеема.

Означает ли "оправдал Себя в Духе" то, что Он оправдал Себя в Своем собственном человеческом духе? Или это значит "оправдан Святым Духом"? Насколько мы понимаем, скорее всего, это второе. Святой Дух Божий свидетельствовал о Нем при Его крещении (Мф. 3,15-17), преображении (Мф. 17,5), воскресении (Рим. 1,3-4) и вознесении (Ин. 16,10).

Ангелы видели Господа Иисуса при Его рождении, искушении, агонии в Гефсиманском саду, воскресении и вознесении.

Он проповедан в народах, начиная со дня Пятидесятницы. Свидетельство это распространилось не только среди еврейского народа, но достигло и самых отдаленных уголков земли.

"Принят верою в мире" говорит о том, что представители едва ли не каждого народа и племени уверовали в Господа Иисуса. Здесь не сказано "принят верою миром". Хотя проповедь о Нем и звучит по всему миру, принимают ее далеко не все. Принято считать, что слова "вознесся во славе" относятся к Его вознесению на небеса по завершению дела искупления и к Его пребыванию там в настоящий момент. Винцент подчеркивает, что здесь говорится "вознесся во славе (не во славу )". Это указывает, что "сопутствующие Его вознесению обстоятельства величия или пышности подобны, например, тем, какие сопровождают шествие генерала, одержавшего победу".

Некоторые считают данный список событий хронологическим. Так, например, они говорят, что "явился во плоти" относится к воплощению; "оправдал Себя в Духе" – к смерти, погребению и воскресению Христа; "показал себя ангелам" описывает Его вознесение на небеса; "проповедан в народах" и "принят верою в мире" – события, последовавшие за Его вознесением, и, наконец, "вознесся во славе" говорит о том грядущем дне, когда все Его искупленные будут собраны, воскреснут из мертвых и вознесутся вместе с Ним во славу. Тогда и только тогда, как считают сторонники этого взгляда, тайна благочестия достигнет завершения.

Однако мы не видим причины, почему этот порядок должен быть хронологическим. Некоторые считают, что этот стих представляет собой отрывок из раннего христианского гимна. Если это так, то тот гимн был очень похож на одну из наших духовных песен:

Живя, меня Он любил; умирая, меня Он спас;
В могилу сойдя, унес мой грех прочь с Божьих глаз;
Воскреснув, Он дал оправданье навек.
Однажды вернется Он – о, славный день!

(Чарльз Х. Марш)

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter