Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста. Логопедическое обследование Логопедическое обследование 6 7 лет

Речевая карта

1. Фамилия, имя 2. Дата рождения

3. Дата поступления ребёнка в группу 4. Откуда поступил

5. Домашний адрес

6. Фамилия, имя, отчество мамы, место работы:

Анамнез

1. Как протекала беременность, роды

2. Речевая среда

3. Слух ________________ 4. Зрение__________________ 5. Интеллект

6. Внимание, память, работоспособность__________________

Состояние речевой моторики

2. Зубы, прикус

3. Подвижность языка

4. Состояние нёба и уздечки

Состояние мимической мускулатуры

1. Может ли изолированно закрыть один глаз

2. Равномерно ли поднимает брови

3. Может ли надуть щёки

4. Наличие синкинезий

Состояние общей моторики

1. Координированность движений

2. Какой рукой работает

Общее развитие ребенка

Разговорно-описательная беседа

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Есть ли у тебя друзья?

Счёт прямой ______________________________________ обратный

Основные цвета ___________________________________ оттеночные

Ориентация во времени (вр. года, части суток)

Ориентация в пространстве

Обследование понимания речи

1. Понимание и выполнение инструкций (в т.ч. предложно-падежных конструкций)

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

2. Понимание числа ____________________ рода ___________________ падежа

Обследование связной речи

1. Составление рассказа по картинке

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

2. Составление рассказа по серии картин

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

3. Пересказ

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________


Обследование грамматического строя речи

1. Образование мн. ч. существительных в родительном падеже:

кукла

стул

гриб

яблоко

карандаш

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы:

ёлка

Женя

стул

гриб

Костя

3. Согласование прилагательных с существительными:

синий шар

красный флажок

синяя машина

красное яблоко

синее ведро

красная звезда

4. Согласование существительных с числительными:

стул

5. Употребление предлогов:

Состояние словаря

1. Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник

пылесос

б) показ и называние частей предметов:

донышко

носик

крышка

сиденье

спинка

ножки

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка

Помидор, морковь, репа, капуста

Яблоко, груша, персик, лимон

Кошка, собака, волк, ёж

Голубь, утка, воробей, ласточка

Шкаф, стол, кресло, диван

Автобус, электричка, машина, самолёт

2. Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

лимон какой?

платье какое?

лиса какая?

б) подбор антонимов:

широкий

длинный

высокий

весёлый

толстый

больной

твёрдый

сухой

холодный

в) образование прилагательных от имён существительных:

ручка из пластмассы

сумка из кожи

матрёшка из дерева

стакан из стекла

сок из клюквы

шуба из меха

г) образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост?

Чья морда?

3. Глагольный словарь:

а) что делают?

повар

учитель

врач

шофёр

кошка

собака

гусь

утка

петух

мышь

корова

лягушка

свинья

Звукопроизношение

Фонематический слух

1. Повторение слогов и слов:

ба-па-ба

са-ша-са

па-ба-па

ша-са-ша

да-та-да

ча-тя-ча

та-да-та

тя-ча-тя

ка-га-ка

ща-ся-ща

га-ка-га

ся-ща-ся

том-дом-ком

почка-бочка-точка

кот-год-ход

пашня-башня

почка-бочка

катушка-кадушка

2. Называние картинок (6 лет):

удочка-уточка мышка-мишка

цапля-сабля коза-коса

Анализ звукового состава слова

1. Выделение первого звука в слове:

Алик_________

утка ________

Оля ___________

эхо __________

Ира ___________

волк _________

мак _________

топор _________

каток ________

носки _________

2. Выделение последнего звука в слове (6 лет):

пух ______ сок ______ кот ______ нос ______ суп ______мука ______ руки ______ шары

Произношение слов сложной слоговой структуры

аквариум

экскаватор

памятник

библиотека

земляника

велосипед

сковорода

милиционер

сквозняк

простокваша

Логопедическое заключение

Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 5–6 лет

Задания на выявление понимания ребёнком смысловой стороны слова.

1. Придумай окончание предложений

В воздухе зимой закружились первые … (снежинки) .

Осенью небо хмурое и часто идёт … (дождь) .

Знают дети, что на ёлке есть зелёные … (иголки) .

Весной светит солнце, тает снег и текут (ручьи) .

2. Скажи наоборот

(см. стимульный материал для ,

слайды 1-5)

Слон большой, а комар (маленький) .

Дерево высокое, а куст (низкий) .

Лев смелый, а заяц … (трусливый) .

Зимой холодно, а летом … (тепло) .

Дедушка старый, а внук … (молодой) .

Отмечается : понимание смысловой стороны слова – в полном объёме,

на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Задания на проверку состояния фонематического слуха.

1. Запомни, повтори

па –ба___ та – да___ ка – га___

кот – год___ удочка – уточка___

2. Будь внимательным : «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш» ,

хлопни в ладоши»

Слова : домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, ёлка, машина.

Отмечается : фонематический слух – сохранный, развит

недостаточно, нарушен.

Задания на выявление уровня овладения словарём

1. Обобщение предметов по темам

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 6-9)

Транспорт___

2. Угадай предмет по описанию

«Круглое, сочное, сладкое, растёт на дереве….

(яблоко) ;

оранжевая, длинная, сладкая, растёт на грядке, овощ….

(морковь) ;

зелёный, длинный, вкусный он солёный, вкусный он сырой….

(огурец) ;

красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный овощ….

(помидор) ».

3. Назови детёнышей животных

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 10-13)

У кошки ___ У лисы ___

У зайца ___ У волка ___

Отмечается : словарный запас – достаточный, соответствует возрастной

норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

Задание на выявление сформированности слоговой структуры.

Лестница ___ Аквариум ___

Фотограф ___ Лекарство ___

Велосипед ___ Температура ___

Отмечается :

Слоговая структура не нарушена

Негрубые дефекты слоговой структуры

Нарушение слоговой структуры слов :

* парафазии (замены звуков, слогов)

* элизии (пропуски звуков, слогов)

* итерации (добавление)

* контаминации (часть одного слова соединяется с частью

* персеверации (циклическое повторение)

* перестановки звуков, слогов

* антиципации (замена предшествующих звуков

последующими)

Задание на выявление сформированности активной речи ребёнка .

Разложи картинки (предлагается серия из 3-х сюжетных картин) и составь рассказ

Отмечается : соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

требует развития , не сформирована.

Задания на выявление уровня сформированности грамматического строя речи.

1. Скажи со словом много

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 14-17)

Одно ведро, а много … (вёдер) .

Одно дерево, а много … (деревьев) .

Одно яблоко, а много … (яблок) .

Одно кресло, а много … (кресел) .

2. Назови предметы ласково

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 18-22)

Лопата - ….

Колокол - ….

Платье - ….

Откуда осенью падают листья?___

Кому нужна удочка?___

Чем ты смотришь?___

Чем ты слушаешь?___

На чём катаются дети зимой?___

Отмечается : грамматический строй – сформирован; сформирован

недостаточно; не сформирован.

Логопедическое заключение.

Удобная форма речевой карты для заполнения и пользования.
- Экономия времени и сил логопеда.
- Презентация к речевой карте включает рисунки к заданиям-тестам.

Дата заполнения

1. ФИО:
2. Дата рождения:
3. Адрес:
4. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость):

Особенности артикуляционного аппарата

Подвижность языка:
Строение неба:
Зубы:
Подъязычная связка:
Губы:

Состояние общей моторики

Координация движения:
Тонкая моторика:
Доминирующая рука:

Экспрессивная речь

1. Предметный словарь.

Назови предметы: Кукла – это что? Дать обобщенное понятие. Например: банан (фрукт).

Кукла Машина Стол Клубника

2. Назови части тела.

Назови части предмета:

3. Назови части машины.

4. Назови детенышей животных:

Свиньи
Лошади
Коровы
Козы

2. Словарь прилагательных.

1) Назови какой, какая, какое? -признак предмета:

Яблоко
Лимон
Малина

2) Скажи наоборот (назвать антонимы) (+ -)

Молодой — старый
Веселый – грустный
Высокий – низкий

3. Исследование уровня обобщения.

Назови одним словом- обобщающие понятия:

Диван, шкаф, кресло-
Гусь, утка, петух-
Капуста, помидор, редька-
Яблоко, груша, апельсин
Куртка, платье, шапка-
Тарелка, ложка, чашка-
Кукла, мишка, машинка

2. Назови профессии по картинке и словесному описанию:

Человек любит ухаживать за цветами. Какая профессия у этого человека?

Цветовод, садовник!

Кто учит детей?

Кто водит самолеты?

4. Автоматизированная речь.

Счет до 10 (+-)

Прямой Обратный

Назови цвета радуги (+-)

Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый

Знание основных геометрических фигур (+-)

Квадрат Ромб Прямоугольник Круг

Выделение четвертого лишнего(+-)

Колокольчик- клевер-ромашка-гриб

Сумка-шапка -рюкзак-пакет

Словообразование.

1. Образование уменьшительно – ласкательной формы(+-)

Попугай- попугайчик Шкаф-шкафчик Стул- стульчик Дом-домик

2. Скажи какой, какая? – образование относительных прилагательных (+-)

Сок из апельсина. Какой сок?….
Сок из вишни. Какой сок?…
Молочко из кокоса. Какое молочко?….
Кастрюля из железа. Какая кастрюля?….

3. Образование множественного числа существительных.

Пример: Одна корзина – много корзинок

Одна рыба- много…

Один шарик- много…

4. Образование притяжательных прилагательных.

Где чей хвост? Пример: Заячий хвост

Лексико- грамматические конструкции.

1. Предложно-падежные конструкции:

Расставь правильно предлоги по картинке.

2. Согласование прилагательных с существительными.

Пример: синий шар- синяя ваза

синее перо- синие брюки

3. Согласование существительных с числительными.

Один листок — три листка
Один стул- два…
Один воробей – три …
Одно дерево- три….
Один пенек-два…

Синтаксические конструкции.

1. Закончи предложение.

Сегодня дует сильный…

Мы на речке ловим…

Связная речь

1. Пересказ.

Пересказ сказки «Курочка Ряба».

Полный Неполный

2. Составление рассказа.

1. По сюжетной картинке.

2. По серии сюжетных картинок.

Внимание.

1.Что перепутал художник?

2. Узнай по контуру.

Звукопроизношение:

С
Сь
З
Зь
Ц
Ч
Ш
Щ
Ж
Л
Ль
Р
Рь

Фонематический слух:

Повтори за мной:

Мишка-миска
Усы-уши
Коза-коса

Анализ звукового состава слова.

1.Выделение первого звука в слове

Аист
Утка

2. Выделение последнего звука в слове.

Кот
Луна

Заключение логопеда.

Презентация к речевой карте для логопедического обследования ребенка 6-7 лет

Солодухина Юлия Сергеевна,
учитель-логопед МАОУ ДСОШ №2,
г. Дятьково

Логопедическое обследование детей с ОНР

Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида № 13, г.Ижевск
Описание работы : данная презентация поможет учителю-логопеду в легкой игровой форме провести диагностику речи детей с общим недоразвитием речи, позволяя не тратить время на поиск диагностического материала и не утомляя детей. Используется для учеников первого класса с общим недоразвитием речи для уточнения диагноза.
Цель: выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.

На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
- где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
- проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)
-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
- проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
- проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
- проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
- подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
- также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
- картинка для называния частей тела(слайд 32)
- подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
- слов - синонимов (слайды 35,36)

Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
- состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
- «Назови первый звук в слове сок …»
- «Назови последний звук в слове мак…»
- «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
- «Определи последовательность звуков в слове сом»
- «Определи количество звуков в слове рак»
- «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

Презентация на тему: Обследование речи детей