Еврейская пасха традиции. Еврейская пасха. История и смысл праздника

От редактора DisciplesToday: «Несколько лет назад я отмечал праздник Пасхи в Иерусалиме в окружении 300 евреев со всего мира. Этот опыт открыл мои глаза на истинное значение Пасхи и его смысл для современных во всех поколениях». Филипп Лестер, брат-еврей из церкви Христа в Нью-Йорке поделится своим изучением на эту тему.

«Избавьтесь от старых дрожжей, чтобы стать новой опарой теста, ибо вот что представляете вы собой как верующие: хлеб без закваски. Ибо , наш Агнец пасхальный, был отдан на заклание» (1-е Коринфянам 5:7).

Этот отрывок адресован христианам в греческом Коринфе. И хотя многие из них не были евреями, апостол Павел предполагает, что они были хорошо знакомы с картиной Пасхи. Павел увидел уникальное применение этой истории Пасхи в ситуации, которая была в то время в Коринфской Церкви. Проблема распространения грехов и гордый дух коринфян были фоном для ссылки на практику избавления от старых дрожжей, что было неотъемлемой частью празднования Пасхи.

Давайте мы воспользуемся моментом, чтобы задуматься о значении Пасхи, которую празднуют в апреле в течение семи дней. А также рассмотрим её актуальность для нас, современных христиан. В своем первоначальном виде Пасха представляла собой празднование чудесного вмешательства Бога, которое в итоге привело к освобождению израильского народа из рабства. Это событие помогает нам, оглянувшись назад, увидеть силу крови ягненка, которая привела к освобождению миллионов рабов из египетского рабства. Как мы увидим, это также указывает на окончательное освобождение всех людей через последнюю жертву – Мессию, Которого Бог послал в этот мир. Есть очень много сильных и вдохновляющих уроков о Пасхе, и, хотя эта статья лишь поверхностно рассмотрит эту тему, я надеюсь, что тот, кто заинтересован в лучшем понимании , его актуальности на сегодняшний день и его связи с Новым Заветом, найдет много интересного для себя.

Пасха — больше, чем просто праздник

Для многих светских евреев Пасха, в основном, сосредотачивается вокруг таких вещей как семья, еда и традиции. Как и в большинстве случаев, праздник становится хорошей возможностью передачи обычаев, традиций и истории новому поколению. К сожалению, более глубокий смысл Пасхи часто упускается из виду, все больше оставляя на поверхности только атрибуты праздника. Глубокий смысл кроется в послании Бога, свободе, избавлении от духовного рабства и угнетения. Это послание о Его любви, Его власти, Его обещаниях, чудесах и Его окончательном плане – освобождении человечества через кровь совершенного Агнца. Такие пророки, как Исайя, говорили о Том, Кто должен был придти, став человеком, чтобы дать нам защиту от самых разрушительных вещей в нашей жизни – наших грехов. Эта статья поможет нам найти подтверждение этой истины.

Истинное значение и смысл Пасхи – празднование свободы

Пасха, также известная как «праздник опресноков» или праздник «Песах», является одним из старейших древних праздников для людей. Наравне с «Йом Киппур» (День искупления) это один из самых значительных праздников для еврейского народа. Это один из трех праздников, которые Бог повелел евреям отмечать ежегодно. Пасха, как день рождения израильского народа, является напоминанием об освобождении древних евреев из египетского рабства тысячи лет назад. Название праздника на иврите означает «пройти мимо, обойти стороной». Бог решил использовать эту крайнюю меру, в результате которой были уничтожены все первенцы и людей и скота в Египетской земле, за исключением первенцев евреев. Бог повелел израильтянам пометить косяки своих дверей кровью ягненка, чтобы они были защищены и чтобы Он мог увидеть этот знак и пройти мимо домов израильтян. В течение тысяч лет каждый год евреи соблюдают особый пост, который длится 7 дней. Пасха для еврейского народа является особым напоминанием, благодаря которому они вновь восстанавливают эту историю.

Что происходит в Пасху? Восстановление истории праздника

Как и большинство праздников – это повод для радости, когда все друзья и родственники собираются вместе, чтобы есть особую еду. Основным событием вечера со специальной едой является пересказ древней истории о том, как Бог чудесным образом освободил израильский народ от тирании Фараона. Эта история о чудесах, о Боге, о Его обещаниях, о Его суде, о Его руководстве, но прежде всего – о спасении. Бог хочет, чтобы эта история передавалась из поколения в поколение и никогда не была бы забыта. Эта история рассказывается не только словами, но и через употребление в пищу особых продуктов, которые её символизируют.

Сегодня Пасха празднуется с различными продуктами питания, которые используются для приготовления специальной еды под названием «Седер». Еда сочетается с чтением специальной брошюры под названием «Аггада». Это происходит вокруг обеденного стола, и чаще всего во главе стола находится глава семьи. Делается все возможное, чтобы все участники трапезы были задействованы в этом празднике, воспроизводя события истории. Как правило все приглашенные гости участвуют в Седер, читая Аггада. Попутно произносятся молитвы, выпивается вино и принимается пища. Так как одно из предназначений Пасхи – обучение, то в этот день особое внимание уделяют детям. На самом деле этот праздник был составлен таким образом, чтобы вызывать интерес у молодежи и привлекать их.

Традиционно молодым задаются четыре вопроса. Эти вопросы готовят почву для ведущего вечера, чтобы он мог начать объяснять истинное значение этого вечера.

Задаются вопросы типа:

  • Почему эта ночь отличается от других?
  • Почему в эту ночь у нас есть только пресный хлеб?
  • И почему мы принимаем пищу с горькими травами?

Затем ведущий отвечает на эти вопросы, объясняя важность этой ночи и уникальных продуктов. Все эти символические вещи и традиции призваны помочь вновь прочувствовать события, приведшие к освобождению евреев из египетского рабства.

История Пасхи

Исторические предпосылки этого праздника находится в первых двенадцати главах книги Исход, второй книги Библии, которая возвращает нас к древнему египетскому миру. Однако, чтобы еще лучше оценить эти события, нам надо вернуться назад в историю, чтобы посмотреть на обещания Бога, которые Он давал Аврааму. Эти обещания включают в себя:

  • Создание сильной нации из его потомков
  • Предоставление специальной земли для жизни этих потомков
  • Приход обещанных «семян» для благословения всех наций (Бытие 12:1-3)

Интересное пророчество было дано Аврааму в отношении его потомков. На самом деле, это пророчество действительно предсказывает Пасху:

«…и Господь сказал ему: «Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой стране, и поработят их жители той страны, и будут угнетать их 400 лет». (Бытие 15:13)

Это предсказание на самом деле исполнилось. Бытие заканчивается историей Иосифа и переездом семьи Иакова в количестве 70 человек из Ханаана в Египет. Получив приглашение от Иосифа, они покинули свои дома в Ханаане, чтобы избежать сильнейшего голода. Они поселились в Египте в качестве гостей и сильно разбогатели там. Их переезд в Египет был изначально предназначен для того, чтобы они выжили, как нация. Они уходили из обетованной земли, но это был Божий план.

Пасха в Ветхом Завете

Книга Исход в Ветхом Завете рассказывает нам историю, которая случилась спустя 400 лет. Все это время израильтяне находились в египетском рабстве. Однако со временем они стали сильной нацией, которая насчитывала уже миллионы людей. Из-за того, что был голод в их земле, они вынуждены были переехать в Египет, где и стали рабами. Вот тут-то и начинается вся драма Пасхи.

Израильтяне были порабощены египтянами, которыми правил фараон Рамзес II. Из Книги Исход и истории мы знаем, что Египет был миром фараонов, пирамид и многобожия. Для тех, кто не знаком с Библией: фильм «Десять заповедей» и мультфильм «Принц Египта» могут немного вас познакомить с тем миром. Однако имейте в виду, что эти события были на самом деле, а не являются выдумкой Голливуда. Крик израильского народа об освобождении от жесткой тирании был услышан Богом. Его план заключался в том, чтобы вырастить Моисея как освободителя народа. Тем не менее Моисею необходимо было научиться многим вещам, чтобы сделать это. Сорок лет он воспитывался в Египте, а затем в течение еще сорока лет он проходил тренировку в качестве пастуха. В 80 лет он получил право быть представителем Бога для фараона. Моисей, простой пастух, получил предназначение идти к фараону, чтобы требовать свободу для своего народа. Моисей вышел из дворца в пустыню, а затем вернулся во дворец в качестве пророка.

Бог снабдил Моисея сверхъестественными способностями для того, чтобы продемонстрировать, что именно Он его послал. Итак, Моисей спустился с горы с посланием «Позволь народу Божьему уйти…» Просьба Моисея была проигнорирована. Фараон отказался слушать Моисея и не отпустил народ. Моисей предупредил Фараона, что нашлет на него много наказаний, если он не отпустит народ. Много раз Фараон игнорировал Моисея. В итоге Богу пришлось развязать серию из 10 наказаний народа египетского. Весь народ Египта постигли эти страшные 10 казней.

  1. Вода превратилась в кровь
  2. Нашествие жаб
  3. Наказание мошками
  4. Наказание пёсьими мухами
  5. Моровая язва
  6. Наказание нарывами
  7. Нашествие саранчи
  8. Смерть первенцев

Боги Египта были осуждены Богом Моисея. Бог Нила превратился в кровь, бог солнца «Ра» превратился во тьму. Всё равно Фараон не собирался отпускать евреев, вплоть до смерти всех египетских первенцев, в том числе и в доме Фараона. Эти события подробно описаны в 12 главе книги Исход:

«Сегодня ночью Я пройду по Египту и убью всех первенцев, людей и животных, и произведу суд над всеми богами Египта. Я Господь. Кровь же на ваших домах будет для Меня особым знаком: увидев кровь, Я обойду ваши дома стороной. Всё плохое Я причиню египетскому народу, вас же не поразит ни одна из этих страшных болезней». (Исход 12:12,13)

Прочитайте всю 12 главу книги Исход.

Когда фараон, наконец, согласился отпустить израильтян, люди покинули свои дома так быстро, что даже не было времени, чтобы испечь свой хлеб. Таким образом, им пришлось взять с собой сырое тесто. Когда они шли через пустыню, тесто запеклось в жаркой пустыне, в результате чего получились лепешки, которые называются «мацой». Сегодня в честь этого события евреи едят мацу вместо хлеба в Песах.

Хотя евреи были теперь свободны, их освобождение было неполным. Армия фараона преследовала их в пустыне, по пути к Красному морю. Когда они вышли к морю, то оказались в ловушке. Именно тогда произошло еще одно чудо. Воды Красного моря расступились и израильтяне смогли перейти на другую сторону. Как только последний человек достиг другого берега, воды сомкнулись, поглотив армию Фараона. И только тогда они поняли, что свободны. В Пасху отмечают это освобождение.

Празднование Пасхи сегодня еврейским народом

Пасха отмечается в течение семи дней, в которые евреи воздерживаются от употребления хлеба с закваской. Праздник начинается со специального богослужения и торжественной еды «Седер». Седер является самым важным событием в празднике. Вся семья собирается за столом во главе с хозяином дома.

Как христианам относиться к празднику Пасхе

Хотя Пасха — это особое время для еврейских семей, чтобы собраться вместе, многие евреи рассматривают это время, именно как время воссоединение семей и употребления Седер. Многие посещают богослужения и пытаются духовно размышлять. Много язычников (не евреев) стало принимать участие в Пасхе, и, хотя они знакомы с текстами Ветхого и Нового Заветов, по-настоящему они не понимают значение этого праздника. Некоторые другие пришли к пониманию, что Пасха содержит много символов, которые предвещают приход Мессии. Они считают Пасху одним из самых удивительных праздников, в течение которого необходимо провести глубокий анализ той цены, что была заплачена за наше освобождение. Они понимают, что имеет свои корни в еврейской Пасхе, и понимают, что Иисус использовал Пасху, чтобы рассказать ученикам о Себе и Своей жертве.

Иисус и Его ученики: последний «Седер» Христа

Четыре Евангелия сохранили для нас записи о том, что Иисус планировал отметить Пасху со своими учениками. Сотни лет спустя это уже будут называть «Тайная вечеря». Именно Седер стали называть со временем «Вечерей Господней». Она начинается незадолго до того, как Его арестуют и будут судить, чтобы потом распять. Иисус ел пасхальную трапезу со Своими учениками. Он умер на Пасху согласно пророчеству (Исайя 53 глава содержит одно из этих пророчеств), взяв на Себя грехи мира. Иисус стал истинным Агнцем, чья жертва помогает нам получать прощение грехов и по сей день.

Праздник Пасха: уроки и выводы

1. Горечь рабства и рабство грехов. Сложности, вызванные рабством, символизируют горькие травы. Горечь: эгоизм, гордость, зависть, похоть и другие зависимости держат в плену аналогично египетскому рабству.

2. Личное Божье прикосновение. Пасха проходит при личном участии Бога со Своим народом. Подобно тому, как Бог спас Моисея во время его рождения, Он спас народ израильский из рабства. Это спасение было всегда в Его планах. Когда пришло время – спасение стало реальностью. Он слышит все наши молитвы и крики о помощи, но Его сроки не обязательно совпадают с нашими.

3. Бог превыше всех других богов. Шоу с «богами» Египта было милосердной попыткой Бога показать, что Он единственный удивительный Бог.

4. Свобода от рабства. Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь . Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него.

5. Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет. Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными (2 Петра 1:5-11).

6. Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу. Это также помогает избавиться от высокомерия и гордости (1-е Коринфянам 5:7)

Слово «закваска» означает дрожжи. Это бактерии, которые вызывают брожение в молоке, что приводит к его прокисанию. И именно они заставляют хлеб подниматься. Одно из важнейших действий в традиции евреев во время приготовления к Пасхе – удаление дрожжей из дома незадолго до Пасхи. В преддверии первой ночи Песах (или Пасхи) весь дом очищается от всего, что содержит дрожжи. Все либо съедают до Пасхи, либо продают «не евреям». Это большой и достаточно сложный процесс. Чтобы сделать все правильно, вы должны быть готовы в течение нескольких недель тщательно пройти все поверхности, чтобы очистить их, даже если они просто соприкасались с чем-то, что имело в составе дрожжи. Точно такие же усилия необходимы в нашей жизни, чтобы разобраться с грехом, который может также легко распространяться (1-е Коринфянам 5:7).

7. Безгрешность и страдания Мессии мы «находим» в пресном хлебе. Мессия – хлеб жизни. Полосы и отметины на бездрожжевом хлебе – это воспоминание о Его ранах: «ранами Его мы исцелись» (Исаия 53:5б). В Ветхом и закваска или брожение часто символизируют грех. Иисус предупреждал против «фарисейской или саддукейской закваски» (Евангелие от Матфея 16:6). Павел писал: «Так давайте же по-прежнему соблюдать наш пасхальный праздник, но не со старой закваской, закваской злобы и испорченности, а с хлебами без закваски, с искренностью и с истиной» (1-е Коринфянам 5:8). Пасхальный хлеб из книги Исход стал символом безгрешной жизни, известный как «Хлеб Жизни».

8. Спасение через кровь Пасхального Агнца. Зорора - бедро Пасхального ягненка, которое является центральным блюдом Седер, символизирует, что закланный на Пасху ягненок должен был пролить кровь, которая могла бы быть нанесена на косяки домов и защитить первенцев от смерти. Слово Зорора еще переводится, как «рука Господа» (Исаия 53:1), что символизирует Божье желание простирать руку, что бы спасать нас. Еще раз, Ха Шем (Бог) отдал на заклание Агнца без «пятна и порока». Как это было предсказано в книге пророка Исайи 53:6-7 последняя жертва будет человеком. Пасха предсказывает искупление. Для верующих в Мессию праздник Пасхи имеет особое значение. Вся нить символов Пасхи воплотились во Христе. Иоанн перед крещением Христа сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Иоанн 1:29б). Иудеи праздновали Пасху полторы тысячи лет. Они понимали значение такого заявления.

Закланный на Пасху ягненок был предвестником искупления, которое мы обрели через Христа, нашего Пасхального Агнца. Принцип искупления значит, что мы проданы в рабство греху и можем быть свободны от его владычества (Иоанн 8:31-32). Быть «искупленным» значит быть «выкупленным из рабства». Христос Иисус заплатил за нашу свободу Своей кровью — это цена искупления (1-е Петра 1:18,19, Галатам 3:13, Ефесянам 1:7, 1-е Иоанна 1:7).

Для полного понимания связи Пасхи и Креста мы должны посмотреть историю искупления греха, описание которой началось в книге Бытие и продолжилось через всю Библию. От начала времен Бог сказал: «Нельзя приблизиться ко Мне иначе, как через кровь ягненка». Жертва была предписана Богом с самого начала. Адам и Ева никогда не видели смерти. Они не знали, как это - умереть. Когда они нарушили заповедь Бога, Он принес в жертву животное, чтобы покрыть их грех. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:21). Он использовал непорочного агнца покрыть их вину, и Он поступает так же и сегодня. Глава 53 в книге пророка Исайи написана за сотни лет до Иешуа (прим. редактора: автор использует еврейское имя Христа –Иешуа) и иллюстрирует жизнь во имя жертвенного служения: Человек–Агнец должен страдать «от лица» других.

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаия 53:4-7)

9. Кровь защищает на Суде. В течение Седер участники должны погрузить мизинец в их бокал с вином и, перечисляя свои грехи (прим.ред.: автор употребляет слово, которое так же может означать просто проблемы и беспокойства), отряхивать его. Вино символизирует разные грехи и беспокойства. Когда Бог видел кровь, Он проходил мимо этого дома и не воспоминал грех (не вершил суд) над израильтянами. Аналогично кровь ягненка покрывает и защищает нас от Суда: «Они победили его кровию Агнца…» («его» — сатану, Откровения 12:11а).

10. Тема Новой жизни. Кухня Пасхи включает овощи и травы, традиционные для Седер, которые подают к столу и как закуску, и как напоминание. (Прим.редактора: на иврите «карпас» – овощ или травы, которые макают в соленую воду во время Седер, это м.б. картофель, сельдерей, лук и т.д.) Карпас напоминает про весну — символ начала новой жизни. И многие другие подобные символы, которые объединяют этот праздник: свобода, перерождение, новая жизнь, надежда даже среди отчаяния.

11. Афикоман – преломление хлеба и возвращение к жизни. Во время Седер бездрожжевой хлеб разламывают на три части, их прячут (прим. ред.: символично прячут под салфетку), потом воссоединяют и раздают всем участникам. (Прим. редактора: после чего нельзя есть до утра, чтобы во рту остался “вкус свободы”. Этот кусочек и называется афикоманом.). Ясный и красноречивый образ терзаний Христа, Его погребения и воскресения. Это как бы тот самый хлеб, который в последний Седер Иисус преломил и сказал: «Сие творите в воспоминание обо Мне». Та самая чаша вина, о которой Христос сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов!»

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Евангелие от Матфея 26:26-29).

12. Третья чаша вина. Третья чаша вина традиционно называется «чашей искупления». Чаша символизирует самый последний шаг Бога, который принес нам всем искупление через страдания Его Сына на Кресте. Очевидно и абсолютно ясно, что Христос имел в виду, когда разделил чашу вина с Его учениками. В Его последний Седер на Земле Он был с ними и Он сказал: «… сие творите в Мое воспоминание» (Евангелие от Луки 22:19б), «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26:28). Осознание связи Иудейской Пасхи с Вечерей Господней принесет более глубокое понимание и благодарность за еженедельное Причащение.

Песах и современная Пасха

Традиционно, к несчастью, Пасха зачастую затмевает Песах. Пасха ассоциируется с кроликами и яйцами, которые пришли из языческих традиций, почитающих Весну. Эти традиции перемешались с празднованием воскресения и мотивом новой жизни. Однако, на основании Библии есть много причин делать более значимым и отмечать Песах более Пасхи. И на самом деле все больше и больше христиан соблюдают Седер помимо их традиционных праздников, и даже всю «святую неделю». Особенно, когда традиционная Пасха и Песах иудеев совпадают по Иудейскому и Григорианскому календарю.

Выводы

Пасха прекрасный символ освобождения от рабства – и физического и духовного. Пасха уходит корнями в историю, но не традиции! Хотя традиции, которые добавили авторы Талмудов (прим.ред.: Талмуд, Талмуды – многотомный свод правил иудаизма, «устный закон») не ужасны, они все-таки рискуют затмить истинный смысл, как и многие прочие околобиблейские легенды. К несчастью, многие типичные евреи и почитатели Аггада могут и кое в чём просто «закопаться», потеряв настоящие чувства в сердце. Мы всегда нуждаемся в постоянном обращении к Писанию, чтобы возвращать всему истинное значение.

Волнение во время изучения Библии о Пасхе наполняет нас, когда мы понимаем как все эти символы и отдельные события возвращают к тому, как Сам Бог вершил историю, как Он использовал кровь ягненка на косяках дверей, чтобы защитить людей, и как это предсказывало будущую кровь Агнца на дереве креста. Он искупил все человечество! Он далее будет назван «Агнец Божий, Кто взял наказание мира…» (по Исаия 53:5). Приход Иисуса из Назарета — это больше, чем случайное совпадение. Когда Иисус пришел в Иерусалим в Вербное воскресенье (прим.ред.: тогда, по традициям того времени это были пальмовые ветви, более поздние традиции дали воскресенью перед Пасхальной неделей название Вербное), Он Сам предсказал о Себе – Агнец, который будет предан в Иерусалиме на позорное страдание. Он потом искал, чтобы быть на последней вечере на Седер с Его учениками, которые потом передали нам заповедь о причащении. И потом был Он как Агнец, заклан за наши грехи, да исполнятся пророчества!

«…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов…» (1-е Петра 1:18)

Понимание истинного значения Песах и древнееврейских корней Вечери Господней делает нас ближе к христианам первого столетия, мы проникаемся их отношением к причащению. Это также может помочь нам быть ближе к нашим друзьям-евреям, чтобы делиться с ними о Христе, Агнце Бога, Кто взял грехи мира на Себя.

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна 1:29)

Не пропустите Мессию в Пасху

Мессия в Пасхе. Подобно тому, как многие евреи пропустили Мессию, когда Он пришел (Евангелие от Иоанна 1:1-12), так и в Седер миру не хватает глубоких мессианских размышлений.

Этот обзор Пасхи призван осветить те темы, которые часто не подчеркивались. При этом я надеюсь, что еврейские семьи и их друзья будут глубже всматриваться в мессианский смысл Пасхи, чтобы и другие верующие могли иметь более глубокое представление о корнях их веры. Именно через Его жертву, Его кровь мы можем освободиться от рабства греха. И только благодаря Его руководству мы вышли из «Египта». Иисус вывел нас из рабства вещей, которые делали нашу жизнь горькой, и именно Он освободил нас от ложных богов.

Я надеюсь, что это исследование помогло вспомнить и еще раз убедиться в том, что для нас всех сделал Иисус. Чтобы не быть слепыми, что мы были очищены от прежних грехов — (2-е Петра 1:1:3-11). Другими словами, чтобы не забыть Египет (Послание Римлянам 6:4-23)!

Если вы получите приглашение принять участие в Седер в доме вашего друга, соглашайтесь и узнайте из первых рук, что же это такое. Вы, может быть, даже сможете ответить на четыре вопроса. Это даст вам возможность делиться о вашей связи с еврейским Мессией. Быть может и этот праздник станет одним из ваших любимых!

Шалом (иврит, означает пожелание мира, дословно «мир»)!

Желаю вам очень хорошей Пасхальной недели!

Перевод: , Ксения Балдина

Праздник Песах или еврейская Пасха — одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории — Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами - восемь дней.

© AFP / MENAHEM KAHANA

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2019 году праздник Песах начинается 19 апреля с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа — с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. "Песах" в переводе с иврита означает "пройти мимо". После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления — Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий — первое "Песах", в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название - Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование - Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название — Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы". Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате "Псахим".

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения — от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда — единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин - седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры — в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

© photo: Sputnik / Dmitri Donskoy

Вовремя седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и вкушают особые символические блюда: мацу, во исполнение заповеди Торы; горькую зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства.

Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…"

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Существует обычай прятать вовремя седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками. Найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году — в Иерусалиме!".

Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется "праздничными буднями". В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод".

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Пасха (Пейсах на иврите) - один из самых важных праздников в иудаизме. Она напоминает о побеге евреев из египетского рабства и празднуется либо в марте, либо в апреле, в зависимости от даты в еврейском календаре. Основными темами на седере (ритуальном иудейском ужине, устраиваемом на Пасху) являются свобода, искупление и благодарность. Если вы новичок в еврейских обычаях и хотите правильно отпраздновать Пасху, начните с надлежащей подготовки к празднику и соблюдайте традиции во время пасхальной трапезы. Если вы не можете присутствовать на традиционной трапезе, можно отпраздновать Пасху по-другому, например почитать соответствующие книги или послушать музыку.

Шаги

Подготовка к празднованию Пасхи

    Отметьте дату Пасхи. Еврейская Пасха длится восемь дней. Она начинается на закате в начале весны, в месяц нисан по еврейскому календарю. Дата начала Пасхи меняется каждый год в соответствии с тем, когда по еврейскому календарю начинается месяц нисан . Чтобы узнать, когда точно начинается Пасха в текущем году, загляните в еврейский календарь.

    • Если вы собираетесь в гости на празднование Пасхи к евреям, узнайте у них точные даты.
  1. Возьмите отпуск на работе. Пасха делится на две части. Первые два дня и последние два дня Пасхи считаются выходными днями, когда воздерживаются от любой работы. Понятие работы включает в себя вождение автомобиля, письмо и использование электронных устройств, а также многие другие виды деятельности, которые относят к труду. Тем не менее можно готовить пищу и переносить различные предметы на улице, когда это необходимо, - не стесняйтесь и посоветуйтесь с компетентным раввином насчет того, чем можно заниматься в праздничные дни. Четыре промежуточных дня во время Пасхи называются Холь ха-Моэд (буквально «будний день праздника»), и в эти дни разрешена почти любая работа.

    • Возможно, придется воздерживаться от работы в первые два и последние два дня Пасхи. Выполните всю необходимую работу до начала Пасхи или запланируйте ее на средние четыре дня праздника, чтобы не нарушать традиций.
  2. Избавьтесь от всех продуктов, в которых произошел процесс брожения. Перед началом Пасхи следует избавиться от любых блюд, в которых использовалась закваска (на иврите их называют хамец ). Это делается в память о пресном хлебе, который ели израильтяне после Исхода из Египта. На Пасху следует воздерживаться от содержащих пшеницу продуктов и напитков, а также не держать их в своем доме. Чтобы подготовиться к Пасхе, избавьтесь от таких продуктов.

    • Это касается продуктов из пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы. Необходимо избавиться от хлеба, печенья, выпечки, каш, пиццы, макарон и алкогольных напитков.
    • Данное правило не касается таких продуктов, как пекарский порошок и пищевая сода.
    • При Исходе из Египта не было времени ждать, пока взойдет тесто, поэтому на Пасху вместо квасных продуктов употребляют пресную мацу, а хамец считается признаком эгоизма. Избавление от хамеца является ключевой частью празднования Пасхи и свидетельствует о самоотверженности.
  3. Приберитесь в доме. Еще одним важным аспектом Пасхи является то, что перед праздником необходимо сделать уборку в доме. Как следует приберитесь в каждой комнате и во всех укромных уголках. Пропылесосьте, подметите, помойте пол и вытрите пыль со всех поверхностей. Часто предшествующие Пасхе недели посвящают уборке в доме, чтобы как следует подготовиться к празднику.

    Избегайте во время Пасхи запрещенной пищи. Как и на протяжении всего года, во время Пасхи нельзя есть некошерное мясо (свинину, моллюсков, омаров, креветок, крабов, крольчатину), а также любые морепродукты без плавников или чешуи, например рыбу-меч и мясо осетровых рыб. Нельзя есть и пищу, в состав которой входят эти ингредиенты.

    • Также традиционные еврейские законы, касающиеся питания, запрещают есть мясо в сочетании с молочными продуктами как во время Пасхи, так и в течение всего года, поэтому не ешьте сыр, сливочное масло или сливочный соус вместе с говядиной или курятиной.
    • Во время Пасхи разрешены рыба и яйца, если они подаются с молочными или мясными блюдами.
    • При покупке продуктов на Пасху ищите надписи «кошерно к Песаху», «подходит для Песаха» или «кошерно к Песаху и весь год».

Пасхальные блюда

  1. Соберите блюдо для пасхального седера. Наиболее важным моментом при праздновании Пасхи является трапеза седер, которую обычно проводят в первый пасхальный вечер. Блюдо для седера играет центральную роль в праздновании Пасхи. Оно состоит из шести символических продуктов, а также трех пластин мацы, которые кладут на отдельную тарелку. Вот эти шесть символических продуктов:

    • Марор (горькие травы). Традиционно это хрен, но можно использовать также петрушку, зеленый лук или сельдерей.
    • Харосет. Это сладкая смесь, которая символизирует раствор, используемый рабами для строительства пирамид Египта. Обычно это смесь натертых яблок, молотых орехов и вина. Различные рецепты этого блюда можно найти в интернете.
    • Овощи. Это не горькие корнеплоды, например вареный картофель, которые символизируют тяжелый рабский труд.
    • Зроа. Это небольшой кусочек мяса (обычно ягнятина или козлятина) с костью внутри, который символизирует пасхального жертвенного агнца.
    • Яйцо. Сваренное вкрутую яйцо символизирует жертву во времена Храма.
    • Зелень. Обычно это римский салат, который, как и горькие травы, символизирует горечь рабства.
  2. Приготовьте копию Агады. Эта книга содержит необходимые молитвы, а также описание ритуалов и рассказы о Пасхе. Она является полезным руководством по проведению седера.

    • Копию Агады можно найти в интернете .
    • В интернете можно также прослушать описание ритуала седера.
  3. Произнесите кидуш. Это благословение, которое произносят над вином в честь Пасхи. Произнесите кидуш и выпейте первую из четырех чаш вина.

    • После этого можно вновь налить в чашу вино, однако пока что не пейте его.
  4. Омойте руки (урхац). Совершите омовение рук без благословения. Этот ритуал служит подготовкой к поеданию карпаса.

    Съешьте карпас. Это овощная закуска, обычно петрушка. Окуните карпас в соленую воду и съешьте его.

    • Овощи являются символом скромного происхождения еврейского народа, а соленая вода символизирует пролитые в рабстве слезы.
  5. Разломите мацу (хлеб без дрожжей). Разломите на две части среднюю мацу (ее называют «яхац»). Меньший кусок положите обратно в тарелку, а более крупный ломтик послужит «афикоманом», которым завершают трапезу.

    Произнесите магид. Это история Пасхи, то есть рассказ об Исходе из Египта. Затем самый младший задает четыре традиционных вопроса, после чего нужно выпить вторую чашу вина. При магиде задают следующие традиционные вопросы:

    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи кушаем мы и хлеб и мацу, а в эту ночь вся наша еда - только маца?
    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи вкушаем мы от любых овощей, а в эту ночь лежит на столе горький марор?
    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи мы не окунаем ни разу еду, а в эту ночь обязаны мы два раза окунуть?
    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи мы можем лежать, а можем сидеть за столом, а в эту ночь обязаны мы есть облокотясь.
    • В конце магида читается благословение над второй чашей вина, после чего ее выпивают.
  6. Еще раз омойте руки (рохца). На этот раз произнесите благословение. Рохца предшествует поеданию мацы.

    Произнесите моци. Продекламируйте над мацой традиционное благословение на хлеб, которое называют моци.

    Накройте стол (шульхан-орех). Это большой праздничный ужин. Вы можете есть все, что захотите (но без закваски). Обычно на стол подают традиционные еврейские блюда, такие как фаршированная рыба, суп с шариками из мацы и грудинка.

    Найдите и съешьте афикоман (цафун). Цафун заключается в том, чтобы съесть на десерт афикоман - тот ломтик мацы, который был отложен ранее во время яхаца. Традиционно дети крадут афикоман во время еды и прячут, чтобы взрослые выкупали его конфетами или другими маленькими подарками.

    • Афикоман могут спрятать и взрослые. Затем можно заплатить детям конфетами или игрушками, чтобы они нашли и вернули его.
  7. Приветствуйте Илию (берах). Произнесите благословение после еды и выпейте третью чашу вина. После этого наполните чашу вином для пророка Илии и ненадолго откройте двери дома, чтобы впустить его внутрь.

    Произнесите халель. Прочитайте псалмы, благословите четвертую чашу вина и выпейте ее.

    Завершите праздничный ужин (нирца). Завершите седер пожеланиями на следующий год, пением, рассказами, выражением любви и веры.

Празднование еврейской Пасхи другими способами

  1. Посмотрите фильмы о еврейской Пасхе. Можно посмотреть фильмы о Пасхе вместе с членами семьи и детьми. Это не только позволит развлечься всей семьей, но и напомнит всем о важности данного праздника. Кроме того, после просмотра фильмов вы сможете обсудить историю еврейского народа и значение Пасхи.

    • Можно посмотреть анимационный фильм «Принц Египта» - он нравится детям и в то же время отличается хорошей музыкой и актерским мастерством, благодаря чему представляет интерес и для взрослых.
    • Еще один подходящий фильм - «Десять заповедей» с Чарлтоном Хестоном в главной роли. Этот классический фильм нравится как молодым, так и пожилым зрителям.
    • В качестве более современного фильма, особенно если вы и члены вашей семьи предпочитаете драмы, можно посмотреть «Дьявольскую арифметику». В этом фильме юная еврейская девушка (ее играет Кирстен Данст), которая устала от празднования Пасхи, волшебным образом переносится назад во времени в нацистский концентрационный лагерь. В результате она узнает истинный смысл борьбы и понимает важность сохранения памяти, ценность семьи и наследия.
    • Сделайте пасхальные поделки. Есть множество различных поделок, которые можно смастерить вместе с детьми, чтобы они увлеклись праздником и почувствовали себя нужными и полезными.
      • Сделайте домик из мацы. Подобно пряничному домику, домик из мацы послужит прекрасным украшением праздничного стола. Сделайте его еще более увлекательным для детей и используйте при создании домика шоколад и карамель. При этом проследите, чтобы все сладости были кошерными и подходили для Пасхи.
      • Соберите блюдо для пасхального седера. Попросите детей помочь вам собрать и украсить блюдо и тарелки для седера. Это занятие хорошо подходит для детей любого возраста.
      • Приготовьте пакет для афикомана. Можно приготовить специальную сумку для афикомана. Сшейте или купите пакет и попросите детей украсить его рисунками, различными безделушками или напоминающими о Пасхе изображениями.
  • Иудаизм обладает богатыми традициями, в нем есть различные течения. По некоторым вопросам мнения авторитетов могут разниться. Будьте готовы к тому, что столкнетесь с противоречивой информацией.
  • Подумайте о таких понятиях, как рабство, искупление и свобода. Еврейская Пасха представляет собой договор между Б-гом и народом Израиля. Евреи были рабами в Египте, а Б-г вывел их оттуда и сделал свободными.
  • Попробуйте изучать иврит - это поможет вам лучше понять Пасху. Посвященная Исходу часть Библии была первоначально написана на иврите, и многие люди проводят пасхальный седер частично или полностью на иврите.

В эти дни в Израиле отмечают праздник освобождения еврейского народа из египетского рабства.

Песах— самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших
событий в еврейской истории — с Исходом из Египта около
3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. В нынешнем году отмечается 18-26 апреля. Его можно назвать временем рождения еврейского народа. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из
семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч.
Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней» :
превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев.

Этот праздник начинается на 15-й день весеннего месяца нисан (приблизительно соответствует марту-апрелю григорианского календаря) и празднуется в течение 7 дней в Израиле (и 8 дней — вне Израиля): первый и последний дни которого —
полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются
словами холь а-моэ́д («праздничные будни»)
Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр.«хамец» — квасное).

Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Едят только пригодные для Песаха кошерные продукты («Кошер ле-Песах ») - причём кошерные продукты можно есть круглый год. Еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца ) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца всегда превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси). Если это не удалось - остатки зерновой пищи выбрасываются. :о)
«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею (то есть тому, кто не празднует Песах). Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец » (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь «хамец» нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно. Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».
Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и
его благословение не пропадёт даром. Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »). Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи
Также Тора повелевает есть в эти дни мацу(букв. `выжатое`, `лишённое влаги`; в русской традиции — опресноки) .

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха.Множество семей каждый год покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). К тому же, посуда - -очень распространённый подарок на Песах.
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.


Пасхальная жертва называется «корбан песах » (в русском варианте — «пасха»). Каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного жертвенного ягнёнка в ночь на 15 нисана.Причём, ягнёнок не может быть убит тем, во владении кого есть квасное - Ягнёнок должен был быть зажарени съеден вместе с мацой и марором (горькая зелень) - Нельзя было ломать у жертвы кости - До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Позднее пасхальная жертва стала съедаться во время пасхального Седера 15 нисана, но жертвы уже не приносились. Поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зроа » — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто седер / сейдер / сайдэр ) - проводится в первый день Песаха.

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Агаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Торе, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.
Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — марор
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера - устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот: отсчет Омера начинается на второй день Песаха и завершается в день перед праздником Шавуот («пятидесятым днем»). Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
После наступления ночи (примерно через 30 минут после захода солнца), человек, отсчитывающий омер, произносит определённое благословение на древнееврейском языке
Затем произносится счет омера в полных днях, а также неделях и днях: например, на 23-й день омера счет будет следующим: «Сегодня двадцать три дня, что составляет три недели и два дня омера». Благословение можно произнести только в течение ночи. Если человек вспомнит о счете утром или после обеда следующего дня, счет производится без благословения. Если кто-то забыл посчитать день, он может продолжить отсчитывать следующие дни, но уже без благословения.
В период отсчета омера запрещено стричь волосы, бриться, слушать живую инструментальную музыку, а также проводить свадьбы и развлекательные мероприятия - за исключением дня Лаг ба-Омер (на 33-й день) и трех последних дней отсчета.

На седьмой день Песаха Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» .. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили
преследовавшего их фараона. В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море». Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

У праздника «Песах» несколько названий:

  1. Песах — от пасах (ивр. миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта: накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.
  2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься: «испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить»
  3. Хаг а-Авив — праздник весны. Месяц нисан также называется месяц авив (весна).
  4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи

Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и не связана с Исходом евреев из Египта. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира.
Пасхальный ужин (седер) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» причастия - главнейшего христианского обряда у православных, при котором верующие христиане "вкушают" Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»
Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови:

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую».

Песах (Пейсах, Пасха ) – основной еврейский праздник, связанный с их историей. Песах означает – «проходить мимо ». Сейчас трактуют, что этот праздник появился в память об Исходе из Египта. На самом деле он появился немного раньше, в честь спасения от ангела смерти. Т.е. в Торе сказано, что когда фараон не хотел отпускать евреев из Египта, бог повелел евреям принести в жертву ягнят, и сделать жертвенной кровью пометку на дверях своих домов. Ангел смерти шёл мимо домов с кровавым знаком, поэтому поразил только младенцев египетских, а младенцев народа Израиля не трогал. Вот евреи и празднуют Песах – смерть прошла мимо . До наших дней в честь той отметки, евреи делают надпись на дощечке или металле и крепят такую табличку на входные двери в жилище, в синагогу. «И каждый вкусил хлеб с кровью жертвенника и пометил двери», теперь заходя домой евреи касаются рукой косяка, где прикручена табличка, и касаются губ, т.е. как бы опять помечают себя жертвенной кровью агнца, чтобы смерть миновала их.

История праздника

Прочитаем, что пишут сами евреи о своей Пасхе (наше мнение о ней мы рассмотрим позже). Песах – это, прежде всего праздник освобождения, в память об исходе евреев из египетского рабства. Чтобы лучше понять смысл праздника и связанных с ним обычаев, нужно вспомнить драматические события, бегство израильтян из Египта. Предки будущего еврейского народа, Иаков и его 12 сыновей, спасаясь от голода, поразившего их землю Ханаан, пришли в Египет . Фараон, у которого советником был сын Иакова Иосиф, принял их с почётом и дал для поселения землю Гесем, где евреи жили согласно своим обычаям. Жилось им неплохо, и Род евреев множился.
* Заметьте, евреи жили не по законам Египта, а по своим обычаям, т.е. автономное поселение.

Спустя много лет на египетский трон вступил новый фараон, который не знал о заслугах Иосифа перед египтянами, но фараона беспокоила плодовитость израильтян, это было опасно для государства. Тогда фараон повелел: «Вот народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался, иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас и выйдет из земли нашей » (Исход 1:9-10). В ту пору фараон возводил в дельте Нила свою столицу Раамсес и город для зернохранилища и военных запасов. На эти тяжёлые под палящим солнцем строительные работы по приказу фараона были согнаны евреи, где их заставляли месить глину и обжигать кирпичи. Но израильтян не становилось меньше. Фараон издавал всё новые и новые законы против евреев, но всё безрезультатно. Тогда он прибег к крайней мере: «Всякого новорожденного у евреев сына, бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых » (Исход 1:22). Таким образом, фараон надеялся, что евреи перестанут существовать как народ, у них не будет мужчин, дочери будут выходить замуж за египтян. И на земле Гесем стоял стон и плач.
* Фараон не знал основную тайну иудаизма, что у евреев родословная и генофонд передаётся по матери, а не по отцу как у всех других народов.

Но вот однажды в одной еврейской семье родился сын. Мать, вопреки указу фараона, оставила его в живых и прятала, пока ему не исполнилось 3 месяца. Его в любой момент могли обнаружить, и тогда у матери возник хитроумный план. Ей было известно, что дочь фараона сострадала гонимым евреям, и каждый день купалась в Ниле в определённом месте. Мать взяла корзинку из тростника, положила в неё младенца и оставила у берега реки. Дочь фараона после купания обнаружила корзинку с ребёнком и поняла, что он из еврейских детей. Она пожалела, взяла его к себе в дом. Так при дворе фараона вырос Моисей — будущий вождь еврейского народа . Как-то Моисей увидел, что египетский надсмотрщик жестоко избивает израильтянина, он в гневе убил насильника, зарыл труп в песок и убежал в пустыню. На земле моавитянской он нашёл приют у священника по имени Иофор. Иофор дал Моисею в жёны свою дочь. И однажды, когда Моисей пас овец в пустыне он увидел, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Вдруг из пылающего куста раздался голос бога, который повелел Моисею отправляться в Египет и вывести евреев из рабства. С этого момента начинается особое служение Моисея, он возвращается в Египет к своему народу.

Моисей и его брат Аарон поведали евреям о том, что открыл Бог. «И поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдания их, и преклонились они и поклонились » (Исход 4:31). Моисей и Аарон пришли к фараону с просьбой, чтобы он отпустил израильтян в пустыню. Но в ответ на просьбу Моисея фараон лишь ужесточает угнетение, он приказывает им не только вырабатывать установленную норму кирпичей, но и самим давать для выделки кирпичей солому, которую надо было искать по всей стране. Бог велит Моисею продолжать говорить с фараоном, и насылает на Египет казни одну страшнее другой (* потом будем разбирать, что казни абсурдные и безсмысленные). После каждой казни, постигающей страну, вода превращается в кровь, всюду появляются жабы, затем мошки, мухи, мор поражает скот, на скоте и людях появляются язвы. Фараон соглашается освободить евреев, но затем его сердце внезапно ожесточается, и он отказывается. Наконец наступает самое тяжёлое испытание – гибель всех первенцев, от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая жнёт на жерновах. Предание гласит, что перед этой казнью Моисей потребовал от каждой еврейской семьи заколоть годовалого агнца, и его кровью вымазать двери своего дома, а за ужином есть мясо агнца с пресным хлебом и горькими травами. А когда наступила полночь, Ангел Смерти стал ходить от дома к дому , и там, где не было кровавого знака, а его не было на домах египтян, убивал первенца (т.е. первородного, который несёт мощь генофонда).

После этого фараон разрешил отпустить евреев. И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: «Встаньте, евреи, среди моего народа, как вы, так и сыны Израиля пойдите и совершите служение Господу, как говорили вы ». В память об этой самой ночи, установлен праздник Песах , по-еврейски означает «проходить мимо», ибо смерть миновала евреев в ту ночь, когда погибли первенцы в Египте. Поскольку евреи выходили из Египта с большой поспешностью, то им пришлось приготовить хлеб из не скисшего теста, с этим связан ещё один из наиболее известных пасхальных обычаев – есть мацу , т.е. особый пресный хлеб, вместо обычного, на протяжении всех семи дней праздника. В честь этого праздника (Песах), который иногда называют праздником опресноков, запрещено также употреблять изделия из злаков: пшеницы, ржи, ячменя, проса.

Жертва Песах

Подготовка к празднику в древности начиналась 10-го числа месяца нисан, т.е. это лунный месяц, выпадающий на март-апрель по солнечному календарю. В этот день согласно заповеди Торы, каждая семья или несколько семей (если достаток в семьях небольшой) выбирают агнца, молодого ягнёнка , предназначенного для пасхальной жертвы в память об Исходе из Египта. 14-го числа месяца нисана, после полудня, все эти агнцы приносились в жертву в Иерусалимском храме, и вечером этого дня в каждой семье устраивалась торжественная трапеза. Во время трапезы глава семьи, рассказывал детям и всем домашним, включая слуг, о тех событиях, которые произошли в ту драматическую ночь в Египте.

Песах – сбор урожая

Праздник Песах связан не только с историей еврейского народа, но и с ежегодным циклом созревания и сбора урожая. Вот что говорит Библия и Тора:

«Когда придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то приносите первый сноп вашей жатвы к священнику; он вознесёт этот сноп перед Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесёт его священник… Никакого нового хлеба, ни сушёных зёрен, ни зёрен сырых не ешьте до того дня, в который принесёте подношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши и во всех жилищах ваших».

В обычаях, связанных с Песах — соединились два значения праздника : в течение 7-ми дней евреи должны есть мацу, вместо хлеба, в память об исходе из Египта, и не должны есть никаких злаков в честь нового урожая зерна. Созревание зерна в Палестине как раз 14 нисана. Эта дата разделяет старый и новый год, и после Пасхи не положено есть зерно из старого урожая.

Торжественная трапеза – седер

После вавилонского пленения (586 год до новой эры) во время которого сгорел Иерусалимский храм, и начавшегося вслед за пленением расселения евреев, начал складываться новый ритуал празднования Пасхи, поскольку была потеряна возможность всем евреям приносить жертву в Иерусалимском храме. После вторичного разрушения храма в 70 году н.э. этот ритуал распространился повсеместно. Основное значение теперь придавалось торжественной трапезе в ночь 15-го нисана. Эта трапеза называется по-еврейски седер – «порядок», и проходит по определённым правилам. На столе обязательно должны присутствовать блюдо с тремя опресноками (т.е. пресными лепёшками — маца), как бы олицетворение трёх частей еврейского народа:
1) каганы, т.е. священники (допустим: Хазарский Каганат – управлял священник);
2) левиты, т.е. служители в храмах;
3) простые евреи, называемые Израиль, что означает — борющийся с Богом.

Кроме того, на отдельном подносе или на верхней маце ставится шесть предметов, также имеющих символическое значение:
1. Кусочек мяса с костью , напоминающий о принесённом некогда в жертву агнце.
2. Марор (горький хрен), свидетельствующий о тяжёлой жизни евреев в египетском рабстве.
3. Печёное яйцо , символизирующее еврейский народ. Т.е. печёное яйцо становится твёрдым, как бы означает, что евреи закаляются в выпадающих на их долю испытаниях.
4. Зелень (петрушка, сельдерей), символизирует весну.
5. Харосет , приготовленный их тёртых орехов, яблок, вина и корицы — напоминают о глине, из которой евреи делали кирпичи в Египте.
6. Блюдце с солёной водой , которая символизирует слёзы, пролитые в Египте.

После омовения рук и благословения самого младшего из присутствующих, собираются с семьёй или друзьями за столом, и самый младший задаёт 4 вопроса о том, что происходит в эту ночь, и чем она отличается от других ночей. Ему отвечает ведущий трапезу (как правило, старший), рассказывает историю Исхода из Египта, показывая при этом на предметы, символизирующие различные моменты этой драмы; за столом читается книга «Агада». Дети играют важную роль в ритуале седера. В каждом поколении, каждый участник седера должен участвовать, будто это он лично вышел из Египта, был порабощён и спасён от рабства. Во время трапезы каждый, и младший тоже, все обязательно выпивают 4 бокала красного пасхального вина в память о том, что бог 4 раза обещает в Библии вывести народ из Египта. Отдельно наливают вино в специальный бокал, из которого, по преданию его пьёт сам пророк Илия. В ритуале пасхальной трапезы сохранились многие обычаи торжественного застолья, принятые в древности (в начале первого тысячелетия новой эры). Допустим, все участники должны как бы полулежать на одном боку, ибо по древнему обычаю именно так должны вести себя свободные люди. Утром на следующий день отправляются в синагогу, где помимо праздничного богослужения читается также специальная молитва о росе для земли Израиля.

Праздничная неделя

Праздник продолжается 7 дней, из них не полагается работать в первый и седьмой. По возможности следует также воздерживаться от тяжёлой работы и в дни между ними. Вот эти 7 дней праздника называются хол амоэд , т.е. «праздничные будни».

В диаспоре, т.е. за пределами еврейской Палестины, праздник продолжается 8 дней, и соответственно не принято работать в 1, 2, 7, 8-ой дни. Этот обычай имеет позднее происхождение и связан с тем, что после расселения евреев, не было твёрдо установленного календаря. Поэтому во избежание возможной ошибки, все праздники отмечаются два дня.

Вечером второго дня Песах, так же устанавливается седер, который проводится также как и в первый день. В современном Израиле праздник продолжается 7 дней, согласно Торы 1 и 7 дни объявлены выходными. Во второй день праздника начиналась жатва нового урожая.

Отсчёт Омера

Отсчёт Омера – это счёт 49 дней между праздниками Песах и , начиная от второго дня Песах, называется «иемей сефират аомер» т.е. «дни счисления снопа». Они имеют особое значение и считаются ответственными. В это время нужно внимательно относиться и к людям и к природе, так как идёт жатва. По преданию именно в эти дни умерли ученики знаменитого учителя Рабби Акива. Эпидемия постигла их за то, что они небыли почтительны друг к другу. В это время не полагается придаваться удовольствиям, устраивать свадьбы. Единственный день, когда отменяются все ограничения, это 18 день яира, т.е. Лаг ба-Омер — 33-й день по Омеру. В этот день умер великий мудрец рабби Шимон Бар Йохай, с именем которого связано мистическое учение .

После чего празднуется 50-й день (Пятидесятница – Шавуот).